Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Иннокентий Смоктуновский

Innokenti Smoktunovsky
Иннокентий Смоктуновский
Профессии: Сценарист, Актёр, Играл себя
Пол: Мужской
Брак: Sulamith Gorshman (детей: 2)
Родился: 28 марта 1925, Овен (95 лет назад)
Умер:: 03 августа 1994 (69 лет)
Первый фильм: 1956
Последний фильм: 1997
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Иннокентий Смоктуновский Фото Иннокентий Смоктуновский Фото Иннокентий Смоктуновский

Новости

19.07.2020 16:10

Не Холмсом единым… Василию Ливанову — 85!

Он был награжден Орденом Британской империи, его Шерлока Холмса по-прежнему считают одним из лучших в мировом кинематографе. Однако достижения Василия Ливанова давно вышли за пределы экранизаций рассказов Артура Конан Дойля. Сегодня советскому и российскому актеру, режиссеру, мультипликатору, сценаристу, писателю исполняется 85 лет!

Родился Василий Ливанов в актерской семье. Народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов, легендарный актер МХАТа, до последнего старался отвлечь сына от «семейного дела». Родные видели в нем художника и надеялись, что он свяжет свою жизнь с изобразительным искусством. «Я закончил художественную школу, а когда я уже сдал экзамены в Академию художеств, Суриковский институт в Москве, тогда понял, что не могу прожить без актерства», — вспоминает Василий Борисович. Втайне от семьи он отнес документы в Щукинское училище, прошел вступительные испытания и был принят.
Читать полностью
Поделиться:

28.03.2020 20:26

Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского

«Мы — в стремлении познать себя», — написал однажды Иннокентий Смоктуновский. Постигая глубину своего актерского таланта, он позволял и нам, зрителям, путешествовать по мирам героев Достоевского, Пушкина, Шекспира, соприкасаться с противоречиями великих — Чайковского, Моцарта, Баха. Его часто не понимали, называли странным, сложным. Смоктуновский не прощал халтуры, был прямолинеен, высказывал свое мнение даже тогда, когда его об этом не просили. Но все сходились в одном — Смоктуновский был гениальным актером. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет.

Родился Иннокентий Смоктунович (настоящая фамилия актера) в деревне Татьяновка Томской губернии. Его дед и отец были раскулачены, семье пришлось переехать в Красноярск. Иннокентий был вторым из шести детей, и в какой-то момент родители просто не смогли их прокормить. Его вместе с братом забрала к себе родная сестра отца. Младший брат Володя вскоре умер, а юному Кеше пришлось выживать всеми возможными способами. «Все сполна, и человек рожден, чтоб видеть, пользоваться полнотой окружающего его, и не беда, коли звезды поначалу достают палкой. Ведь надо учиться чем-то тянуться к ним. Я в детстве дотягивался до ранеток и подсолнухов в чужом саду — это моя полнота стремлений, мои возможности тогда...» — будет вспоминать Смоктуновский.
Читать полностью
Поделиться:

08.03.2016 20:02

Будьте нашим мужем

Сегодня могло бы исполниться 75 лет Андрею Миронову — одному из самых светлых, талантливых и горячо любимых отечественным зрителем актеров. Он довольно рано ушел от нас, но насыщенности его жизни многим хватило бы лет на сто. И после себя он оставил лишь хорошее — как большое творческое наследие, так и самые теплые воспоминания окружающих его людей.

Родился Миронов в семье известных эстрадных артистов 7 марта 1941 года, но родители указали датой рождения ребенка 8 марта, пошутив, что он «подарок женщинам в Женский день». Что ж, эта шутка оказалась во многом пророческой — женщины его действительно обожали. Тогда еще не актер, а просто мальчик Андрей носил фамилию отца — Менакер, но после печально известного Дела врачей, когда начались гонения на евреев, друзья семьи посоветовали родителям поменять фамилию сына на мамину.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.61

Все | Актёр | Сценарист | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Сценарист [ скрыть ]


Deti solntsa
Deti solntsa (1985)
(4.90)

Актёр [ скрыть ]


Вино из одуванчиков
Вино из одуванчиков (1997)

Vino iz oduvanchikov (7.30)
полковник Фрилей

Белый праздник
Белый праздник (1996)

Belyy prazdnik (7.00)
The Professor

Путешествие на восток
Путешествие на восток (1994)

Podróz na wschód (0.00)

Заколдованные
Заколдованные (1994)

Zakoldovannye (0.00)

Istoki
Istoki (1993)
(0.00)
(голос)

Khochu v Ameriku
Khochu v Ameriku (1993)
(2.90)

Ubiytsa
Ubiytsa (1993)
(0.00)
Investigator

Zoloto
Zoloto (1992)
(4.30)

Дело Сухово-Кобылина
Дело Сухово-Кобылина (1991)

Delo Sukhovo-Kobylina (0.00)

Гений
Гений (1991)

Geniy (7.30)
Prince

Liniya smerti
Liniya smerti (1991)
(0.00)

Осада Венеции
Осада Венеции (1991)

Caccia alla vedova (6.10)
Inquisitor

Откровение Иоанна Первопечатника
Откровение Иоанна Первопечатника (1991)

Otkroveniye Ioanna Pervopechatnika (0.00)

Дамский портной
Дамский портной (1990)

Damskiy portnoy (4.30)

Дина
Дина (1990)

Dina (0.00)

Ловушка для одинокого мужчины
Ловушка для одинокого мужчины (1990)

Lovushka dlya odinokogo muzhchiny (5.90)
Merlouche, artist

Пастернак
Пастернак (1990)

Pasternak (6.70)
VOICE OVER

Mat
Mat (1989)
(8.00)

Сердце не камень
Сердце не камень (1989)

Serdtse ne kamen (0.00)

Чёрный коридор
Чёрный коридор (1988)

Chyornyy koridor (0.00)

Zapretnaya zona
Zapretnaya zona (1988)
(3.00)

Гардемарины, вперед!
Гардемарины, вперед! (1987)

Gardemariny, vperyod! (7.90)
 Cardinal Fleury

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1987)

Strannaya istoriya doktora Dzhekila i mistera Khayda (4.70)
Doktor Dzhekil / Mister Khayd

Без солнца
Без солнца (1987)

Bez solntsa (0.00)

На исходе ночи
На исходе ночи (1987)

Na iskhode nochi (0.00)

Очи черные
Очи черные (1987)

Oci ciornie (7.40)
Il Governarore di Sisoiev (как Innochentij Smoktunovskj)

Первая встреча - последняя встреча
Первая встреча - последняя встреча (1987)

Pervaya vstrecha - poslednyaya vstrecha (7.00)
Member of counter-intelligence

Загадочный наследник
Загадочный наследник (1987)

Zagadochnyy naslednik (0.00)

Последняя дорога
Последняя дорога (1986)

Poslednyaya doroga (5.60)
Baron Geckern

Русь изначальная
Русь изначальная (1986)

Rus iznachalnaya (6.20)
Emperor Justinian

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается (1986)

Priklyucheniya Sherloka Kholmsa i doktora Vatsona: Dvadtsatyy vek nachinaetsya (7.90)
Prime-Minister

Геракл у адмета
Геракл у адмета (1986)

Gerakl u admeta (4.20)
Voice

Deti solntsa
Deti solntsa (1985)
(4.90)

Сестра моя, Люся
Сестра моя, Люся (1985)

Sestra moya, Lyusya (0.00)

Myortvye dushi
Myortvye dushi (1984)
(7.60)
Plushkin

Двое под одним зонтом: Апрельская сказка
Двое под одним зонтом: Апрельская сказка (1983)

Dvoe pod odnim zontom: Aprelskaya skazka (0.00)
Til

Поздняя любовь
Поздняя любовь (1983)

Pozdnyaya lyubov (0.00)

Уникум
Уникум (1983)

Unikum (5.10)

Krepysh
Krepysh (1982)
(5.00)

Krazha
Krazha (1982)
(6.30)

Pikovaya dama
Pikovaya dama (1982)
(7.30)
Chekalinsky

Rozhdyonnye burey
Rozhdyonnye burey (1981)
(0.00)

Шутка?!...
Шутка?!... (1981)

Shutka?!... (0.00)

Халиф-аист
Халиф-аист (1981)

Khalif-aist (8.50)
Caliph (голос) (как I. Smoktunovskiy)

И с вами снова я
И с вами снова я (1980)

I s vami snova ya (8.40)
(голос)

Осенние колокола
Осенние колокола (1979)

Osenniye kolokola (7.50)

Легенда о Тиле
Легенда о Тиле (1979)

Legenda o Tile (7.30)
Karl V

Степь
Степь (1979)

Step (6.50)
Moisei Moiseyevich

Барьер
Барьер (1979)

Barierata (7.00)
Antoni Manev

Маленькие трагедии
Маленькие трагедии (1979)

Malenkie tragedii (8.00)
Saglieri; Old Baron

Принцесса на горошине
Принцесса на горошине (1978)

Printsessa na goroshine (6.60)
King

Враги
Враги (1978)

Vragi (7.20)
Zakhar Bardin

Бархатный сезон
Бархатный сезон (1978)

Barkhatnyy sezon (6.70)

В четверг и больше никогда
В четверг и больше никогда (1977)

V chetverg i bolshe nikogda (8.40)
Ivan Modestovich

Я к вам лечу воспоминанием
Я к вам лечу воспоминанием (1977)

Ya k vam lechu vospominanem (0.00)
(голос)

Fantaziya
Fantaziya (1976)
(6.40)

Doverie
Doverie (1976)
(3.00)
Nikolai Bobrikov

Im sirte lernerum e
Im sirte lernerum e (1976)
(0.00)
Mr. Kozak

Vishnevii sad
Vishnevii sad (1976)
(4.90)
Gaev

Дни хирурга Мишкина
Дни хирурга Мишкина (1976)

Dni khirurga Mishkina (6.50)

Анна и командор
Анна и командор (1975)

Anna i komandor (6.10)
Dramatist

Дочки-матери
Дочки-матери (1975)

Dochki-materi (6.70)
Vadim Antonovich

Отроки во вселенной
Отроки во вселенной (1975)

Otroki vo vselennoy (6.80)
I / O / O

Зеркало
Зеркало (1975)

Zerkalo (8.00)
Aleksei (голос)

Они сражались за родину
Они сражались за родину (1975)

Oni srazhalis za rodinu (7.90)
Doctor

Звезда пленительного счастья
Звезда пленительного счастья (1975)

Zvezda plenitelnogo schastya (6.80)
Tsejdler

Москва-Кассиопея
Москва-Кассиопея (1974)

Moskva-Kassiopeya (6.50)
I.O.O.

Цапля и журавль
Цапля и журавль (1974)

Tsaplya i zhuravl (7.70)
Narrator (голос)

Романс о влюблённых
Романс о влюблённых (1974)

Romans o vlyublyonnykh (6.70)
Trumpeter

Выбор цели
Выбор цели (1974)

Vybor tseli (5.60)
Roosevelt

Исполнение желаний
Исполнение желаний (1973)

Ispolnenie zhelaniy (0.00)

Укрощение огня
Укрощение огня (1972)

Ukroshcheniye ognya (7.10)
Циолковский


Преступление и наказание
Преступление и наказание (1970)

Prestuplenie i nakazanie (7.70)
Porfiry Petrovitch

Чайковский
Чайковский (1970)

Chaykovskiy (6.90)
Pyotr Ilyich Tchaikovsky (Chaikovsky)

Dyadya Vanya
Dyadya Vanya (1970)
(7.40)
Ivan 'Uncle Vanya' Voinitsky

Hamlet (хроника)

Stepen riska
Stepen riska (1969)
(7.30)
Sasha

Pervaya lyubov
Pervaya lyubov (1968)
(6.00)
Father

Живой труп
Живой труп (1968)

Zhivoy trup (5.40)

Моцарт и Сальери
Моцарт и Сальери (1967)

Motsart i Salieri (7.10)
Mozart

Берегись автомобиля
Берегись автомобиля (1966)

Beregis avtomobilya (8.30)
Yury Detochkin

На одной планете
На одной планете (1965)

Na odnoy planete (6.30)
V. I. Lenin

Первый посетитель
Первый посетитель (1965)

Pervyy posetitel (0.00)
Lenin

Последний месяц осени
Последний месяц осени (1965)

Posledniy mesyats oseni (0.00)
Narator (голос)

Гамлет
Гамлет (1964)

Gamlet (8.60)
Hamlet

Visokosnyy god
Visokosnyy god (1962)
(8.70)
Gennadi Kupriyanov (as I. Smoktunovsky)

Девять дней одного года
Девять дней одного года (1962)

9 dney odnogo goda (7.60)
Ilya Kulikov (как I. Smoktunovsky)

Неотправленное письмо
Неотправленное письмо (1960)

Neotpravlennoye pismo (7.60)
Сабинин

До будущей весны
До будущей весны (1960)

Do budushchey vesny (0.00)
Aleksey

Ночной гость
Ночной гость (1958)

Nochnoy gost (0.00)

День первый
День первый (1958)

Den pervyy (0.00)

Убийство на улице Данте
Убийство на улице Данте (1957)

Ubiystvo na ulitse Dante (7.50)

Рядом с нами
Рядом с нами (1957)

Ryadom s nami (0.00)

Shtorm
Shtorm (1957)
(0.00)

Солдаты
Солдаты (1956)

Soldaty (6.80)

Играл себя [ скрыть ]


Михаил Ромм: исповедь кинорежиссера
Михаил Ромм: исповедь кинорежиссера (1986)

Mikhail Romm: ispoved kinorezhisera (0.00)
Himself

Москва слезам не верит
Москва слезам не верит (1980)

Moskva slezam ne verit (7.90)
Себя

Премьеры
08.10
Смерть на Ниле
Death on the Nile
08.10
Падение
Falling
08.10
Погребальные байки
The Mortuary Collection
15.10
Микронавты
Micronauts
15.10
G.I. Joe: Бросок кобры 3
G.I. Joe: Ever Vigilant
все премьеры

Топ 250
151
Парк Юрского периода
Jurassic Park (8.00)
152
Звездный путь
Star Trek (8.00)
153
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
154
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
155
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
156
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
157
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
158
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
159
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
160
Прислуга
The Help (8.00)
весь топ
19.07.2020
Не Холмсом единым… Василию Ливанову — 85!

Он был награжден Орденом Британской империи, его Шерлока Холмса по-прежнему считают одним из лучших в мировом кинематографе. Однако достижения Василия Ливанова давно вышли за пределы экранизаций рассказов Артура Конан Дойля. Сегодня советскому и российскому актеру, режиссеру, мультипликатору, сценаристу, писателю исполняется 85 лет! Родился Василий Ливанов в актерской семье. Народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов, легендарный актер МХАТа, до последнего старался отвлечь сына от «семейного дела». Родные видели в нем художника и надеялись, что он свяжет свою жизнь с изобразительным искусством. «Я закончил художественную школу, а когда я уже сдал экзамены в Академию художеств, Суриковский институт в Москве, тогда понял, что не могу прожить без актерства», — вспоминает Василий Борисович. Втайне от семьи он отнес документы в Щукинское училище, прошел вступительные испытания и был принят. После окончания театрального училища Ливанова сразу взяли в театр им. Евгения Вахтангова (всего их было пятеро с курса), а еще через год пригласили в кино. Дебют состоялся в картине «Неотправленное письмо» выдающегося Михаила Калатозова. Ливанов оказался на съемочной площадке вместе с Иннокентием Смоктуновским, Татьяной Самойловой и Евгением Урбанским. Фильм во многом стал для Василия Борисовича знаковым. Во-первых, на него обратили внимание как на актера кино — приглашения сниматься посыпались на Ливанова одно за другим. В какой-то момент из-за занятости ему даже пришлось оставить театр. Во-вторых, тяжелые съемки в тайге навсегда изменили голос Василия Борисовича. Режиссер Калатозов, добивавшийся предельной реалистичности картины, решил записывать живой звук прямо на месте съемок. «Мы так орали с Таней Самойловой, так орали», — будет вспоминать актер. Делать это приходилось при 40-градусном морозе, что для Ливанова не прошло бесследно — он на несколько недель потерял голос. А когда заговорил, в голосе проступила непонятная хрипотца. «Я пришел в ужас от этого голоса. А потом прошло какое-то время, и я понял, что я на трамвайный билет выиграл миллион — у меня индивидуальный голос, ни на кого не похожий», — расскажет в одном из своих интервью Ливанов. В этот голос влюбится не одно поколение зрителей. Им заговорит Карлсон, Крокодил Гена, Бармалей, Удав из «38 попугаев» и многие другие персонажи советской мультипликации. После окончания Высших режиссерских курсов при Госкино СССР Василий Ливанов увлекся и созданием мультфильмов. По его сценариям были поставлены «Бременские музыканты», «Дед Мороз и лето», «Маша и волшебное варенье» и другие. У Ливанова всегда было много идей, много интересов. «Человек-симфония, человек-оркестр», — говорит о нем Никита Михалков. В 70-х Василий Борисович стал членом Союза писателей СССР. Из-под его пера вышли множество сценариев, пьес, повестей, рассказов, эссе, сказок для детей. Его работы печатались в журналах «Юность», «Советский писатель», «Нева». Сборники его произведений издаются и по сей день. Однако на первом месте для Василия Ливанова всегда оставалась именно актерская профессия. В картине «Слепой музыкант» по повести В. Короленко ему единственный раз удалось сыграть вместе со своим отцом. Поразительно достоверным получился у него образ Феликса Дзержинского в фильме «Синяя тетрадь» Льва Кулиджанова. Роли Ливанова были очень разными. Он играл то интеллигентов, то эксцентриков. В 1975 году вышла картина Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», в которой Василий Борисович исполнил роль Николая I. Казалось, актерский талант Ливанова опирался на противоречие его дерзкого нрава и тонкой аристократической внешности. Но таким он был и в жизни. Глубокий, умный, воспитанный, он часто затевал конфликты и лез на рожон. «Он ведь боксером был в молодые годы. Он и врезать может, если кто-то очень напрашиваться будет», — со смехом делится актер Евгений Стеблов. Совсем уж удивительным казалось приглашение Василия Борисовича в конце 70-х в новую картину Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе. Режиссер рисковал, ведь он уже сотрудничал с Ливановым в фильме «Ярославна, королева Франции». Там актер сыграл рыцаря Бенедиктуса, задиру и выпивоху, и вот новая картина — и уже почтенный английский джентльмен. Однако Масленникова актер Ливанов заинтересовал как личность. Он даже сравнивал его по темпераменту с Владимиром Маяковским, ярким, заметным, любящим быть в центре внимания. Разве могли помешать эти черты обаятельному и эгоцентричному Холмсу? Ставка Масленникова сыграла. Горячий темперамент детектива сделал его человечным, близким и понятным зрителю. Их актерский дуэт с Ватсоном, Виталием Соломиным, и по сей день многие считают лучшим в мировом кинематографе. В жизни же отмечали крепкую дружбу, связавшую Ливанова и Соломина. «Сыграть можно любовь на экране, какими-то взглядами, прикосновениями. Дружбу сыграть невозможно — она либо есть, либо нет. Это какая-то магия», — рассказывал Василий Борисович. Очень разные по характеру, импульсивный Ливанов и сдержанный Соломин, они стали частью друг друга до самого последнего дня Виталия Мефодьевича. Вдова актера, Мария Соломина, вспоминала: «Его очень привлекал Ливанов тем, что он был очень умен для актера. Он блестяще владел мыслью, блестяще владел словом». Вместе друзья снялись в одиннадцати сериях советской экранизации знаменитой истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Василий Ливанов продолжает свою деятельность. В кино сейчас, к сожалению, он почти не снимается, но занимается режиссурой, озвучанием, пишет книги. Когда его спрашивают о жизненном кредо, он вспоминает слова плотника, строившего их семейный дом на Николиной горе: «Живи вместе с жизнью: не спеши — беду нагонишь, не отставай — беда нагонит».... подробнее
28.03.2020
Как рождаются гении. К юбилею Иннокентия Смоктуновского

«Мы — в стремлении познать себя», — написал однажды Иннокентий Смоктуновский. Постигая глубину своего актерского таланта, он позволял и нам, зрителям, путешествовать по мирам героев Достоевского, Пушкина, Шекспира, соприкасаться с противоречиями великих — Чайковского, Моцарта, Баха. Его часто не понимали, называли странным, сложным. Смоктуновский не прощал халтуры, был прямолинеен, высказывал свое мнение даже тогда, когда его об этом не просили. Но все сходились в одном — Смоктуновский был гениальным актером. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет. Родился Иннокентий Смоктунович (настоящая фамилия актера) в деревне Татьяновка Томской губернии. Его дед и отец были раскулачены, семье пришлось переехать в Красноярск. Иннокентий был вторым из шести детей, и в какой-то момент родители просто не смогли их прокормить. Его вместе с братом забрала к себе родная сестра отца. Младший брат Володя вскоре умер, а юному Кеше пришлось выживать всеми возможными способами. «Все сполна, и человек рожден, чтоб видеть, пользоваться полнотой окружающего его, и не беда, коли звезды поначалу достают палкой. Ведь надо учиться чем-то тянуться к ним. Я в детстве дотягивался до ранеток и подсолнухов в чужом саду — это моя полнота стремлений, мои возможности тогда...» — будет вспоминать Смоктуновский. В 1943 году за воровство картошки с полей его не расстреляли только потому, что мужская сила могла пригодиться на фронте. Тогда его, еще совсем юного, отправили сразу на передовую. Смоктуновский участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в освобождении Киева. Вокруг него гибли сотни солдат, а он оставался без единой царапины. Из попавшего в окружение отряда в 130 человек выжило только 4, Смоктуновский был среди них. «Я чувствовал, что меня вела какая-то сила по жизни фронта, я думал, что меня ни одна шальная пуля, ни какая-нибудь другая, ни осколок меня не может свалить. Я был кем-то охраняем», — расскажет актер в одном из своих интервью. В 1944 году Смоктуновский по такой же счастливой случайности сбежал из немецкого плена. Обессиленного, истощенного, больного дизентерией, его спрятала украинская семья, в доме которой он выздоравливал в течение нескольких недель. «Я лежал и передо мной на стене висело зеркало. Но в силу того, что сознание еще работало как-то не очень, я думал, что это окно и на меня в это окно кто-то смотрел, с очень большим носом, с очень проваленными глазами, — будет вспоминать Смоктуновский. — Я спрашивал, что ты смотришь на меня, что тебе от меня надо? А в это время он мне что-то шептал, тот человек. И потом я догадался, что это я и есть». Осознав пластичность собственного сознания, Смоктуновский смог разглядеть в себе того, кто будет перевоплощаться в гениев и сумасшедших, в юродивых и царей. Он часто будет говорить о нем в третьем лице и восхвалять, как главную находку внутри себя. Однако до момента, когда эту находку смогут разглядеть и другие, пройдет еще немало лет. Смоктуновский прошел всю войну, Победу встретил в немецком Гревесмюлене. Он был дважды награжден медалью «За отвагу» (одну из них вручили 49 лет спустя на сцене МХТ им. Чехова). Вернувшись на Родину, поступил в студию при Красноярском драматическом театре. Проучился там всего несколько месяцев, после чего был исключен за драку с формулировкой «противопоставил себя коллективу». Однако, скорее всего, просто стал известен факт нахождения Смоктуновского в плену. Его имя сразу попало в список неблагонадежных, и к нему была применена репрессивная мера «минус 39» — запрет на проживание в 39 крупнейших городах СССР. Смоктуновскому пришлось учиться профессии в краях, «дальше которых не ссылали». Он служил во 2-м Заполярном театре драмы в Норильске (на его сцене трудились в основном заключенные Норильлага). В начале 50-х он перенес цингу, лишился всех зубов и был вынужден покинуть север. Дальше на его пути были Грозный, Махачкала, Сталинград и, наконец, долгожданная Москва. Смоктуновскому отказали во всех театрах, директор Театра-студии киноактера вынес вердикт, что у Иннокентия Михайловича некиногеничное лицо. «Не думаю, чтобы он уж слишком долго стоял надо мной и втолковывал, какое у меня ненужное лицо; наверное, он вскоре ушел — я не видел. Хотелось пить, только пить…» — с горечью будет вспоминать актер. Но он не сдавался. Для чего-то же кто-то сберег его тогда, когда вокруг гибли сотни? Смоктуновский долго скитался по Москве, ночуя где придется. Иногда это были квартиры друзей, знакомых, иногда — вокзалы и подъезды. Но однажды раздастся: «Глаза! У него его глаза!». Это закричит на репетиции «Идиота» Георгий Товстоногов, увидев Иннокентия Смоктуновского в картине «Солдаты» режиссера Александра Иванова. Георгий Александрович стал тем, кто разглядел за «некиногеничным лицом» глаза того, кто смотрел когда-то из зеркала на искалеченного войной 19-летнего Кешу. На репетициях в БДТ его начали убеждать, что ничего не надо играть, что все за него сделают его глаза. Но для актера это был первый настоящий шанс проявить себя, проявить глубину своего восприятия персонажа, автора. В своей автобиографии Иннокентий Михайлович напишет: «Вспоминаю ту дрожь, которая охватывала меня, то первое соприкосновение с миром мысли и чувства Достоевского. "Да-да, конечно", — отвечал я вслух на внимание и заботу. Но вел я себя крайне нечестно, потому как в это время думал: «Позвольте, что же здесь такого, способного трясти и потрясать, открывать новый мир, и не только открывать, но и вовлекать в него — я же знаю себя, не мог же Достоевский прослеживать свои идеи через личность масштаба, подобного мне. Неслучайно в первых редакциях романа он именовал своего героя "князь Христос", явно обобщая этим именем все светлое и самозабвенное в человеке ради окружающих его. И вот в этой сгустившейся творческой, совсем нелегкой репетиционной атмосфере непростых человеческих взаимоотношений Достоевский вел меня к выявлению всего того доброго, что дремало во мне, что нужно было еще только вызвать к жизни, пробудить». Князь Мышкин навсегда изменил жизнь актера, такого успеха не ожидал никто. С этого момента его уверенность в себе и востребованность будут только расти. Смоктуновский создаст на сцене и на экране нетленные образы Гамлета (к/ф «Гамлет»), физика Куликова (к/ф «Девять дней одного года»), Моцарта (т/ф «Моцарт и Сальери»), Сальери (т/ф «Маленькие трагедии»), Юрия Деточкина (к/ф «Берегись автомобиля»), Иудушки Головлева (спектакль «Господа Головлевы»), Иогана Баха (спектакль «Возможная встреча») и многих других. Он мог сыграть все. Деревенский парень и самоучка, ставший воплощением аристократизма и актерского интеллекта — в этих противоречиях родился гений Смоктуновского, как между пороками и добродетелями — гении его персонажей. «Он привлекает тем, что в нем горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актерами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить», — сказал об Иннокентии Смоктуновском режиссер Григорий Козинцев.... подробнее
08.03.2016
Будьте нашим мужем

Сегодня могло бы исполниться 75 лет Андрею Миронову — одному из самых светлых, талантливых и горячо любимых отечественным зрителем актеров. Он довольно рано ушел от нас, но насыщенности его жизни многим хватило бы лет на сто. И после себя он оставил лишь хорошее — как большое творческое наследие, так и самые теплые воспоминания окружающих его людей. Родился Миронов в семье известных эстрадных артистов 7 марта 1941 года, но родители указали датой рождения ребенка 8 марта, пошутив, что он «подарок женщинам в Женский день». Что ж, эта шутка оказалась во многом пророческой — женщины его действительно обожали. Тогда еще не актер, а просто мальчик Андрей носил фамилию отца — Менакер, но после печально известного Дела врачей, когда начались гонения на евреев, друзья семьи посоветовали родителям поменять фамилию сына на мамину. Несмотря на окружающую мальчика творческую среду, в детстве он ничем особым не отличался от сверстников — так же играл на улице, учился хорошо, но не слишком, не любил точные науки и любил мороженое. Впрочем, его знаменитое обаяние давало о себе знать уже тогда — в классе он считался однозначным лидером. Кроме того, Андрей был аккуратистом и чистюлей, и эту черту он пронес через всю свою жизнь — актер всегда одевался очень стильно, с иголочки. В 11 лет почти свершился дебют Миронова — его выбрали на роль в фильме «Cадко», но в итоге режиссер забраковал мальчика. Видимо, именно тогда Андрей и заинтересовался театральным искусством. Сначала он играл в школьном кружке, потом в студии при Центральном детском театре. Родители думали, что это всего лишь хобби, ожидая, что Миронов станет переводчиком. Но обычно беспроблемный сын взял и поступил в Училище имени Бориса Щукина. Изначально в молодом человеке не было видно особого таланта, зато упорства и трудолюбия в нем хватило бы на весь курс. Если он сдавал экзамен даже на четверку, то тут же шел на пересдачу. Его однокурсник, Михаил Воронцов, вспоминал, что удивлялся этому и как-то поделился своими соображениями с матерью. Та категорично ответила: «Запомни, Миша, ты никогда не будешь настоящим артистом, а он будет». «Это еще почему?», — возмутился Воронцов. «Потому, — сказала мама, — что у тебя нет тщеславия». И она оказалась права. Впрочем, тщеславным Андрей Александрович был в хорошем смысле этого слова, скорее это даже можно назвать перфекционизмом. В остальном Миронов был на редкость душевным и скромным человеком, начисто лишенным любой надменности и гордыни. Вот и в училище, в отличие от своих сокурсников, рвавшихся на экраны несмотря на запрет руководства, он честно следовал правилам и старательно учился. И был вознагражден — ему официально разрешили на четвертом курсе сняться в фильме «А если это любовь?». В 1962 году Миронов закончил театральное училище и поступил на работу в Московский театр сатиры. Этому храму культуры он остался верен до конца, прослужив там 25 лет. В том же 62-м он получил первую более-менее серьезную роль в киноленте «Мой младший брат» — грустной, хоть и светлой истории о человеческом пути и становлении. Четверо друзей, только окончивших школу, — Денис, Алик, Юрка (Миронов) и Галя, — не хотят слушать советов взрослых и решают уехать из родного города. Их ждет много приключений и тягот, им приходится пересмотреть свои принципы, повзрослеть и понять, что на самом деле ценно в жизни. Картина не имела оглушительного успеха, но все же была благосклонно принята зрителями, а молодых актеров заметили и одобрили. Хороший дебют был закреплен в комедии «3+2», где Миронов сыграл одну из главных ролей — ветеринара Романа. Легкая романтическая история об отношениях трех парней и двух девушек, затеявших дележку места для отдыха на берегу моря, и сегодня вызывает улыбку. После этого наступил небольшой перерыв, во время которого актер в основном отдавал себя театральной сцене. Настоящим толчком к будущему успеху стала лента «Берегись автомобиля». Картина про приключения «советского Робина Гуда» оказалась невероятно популярной. Конечно, основное внимание досталось Иннокентию Смоктуновскому (Деточкин) и Олегу Ефремову (Подберезовиков), но и продавец-спекулянт Дима Самоцветов, сыгранный молодым актером Андреем Мироновым, сразу же очаровал зрителей. Эта роль была признана одной из лучших в картине, и уже здесь мы можем видеть знаменитое мастерство артиста, а также основу полюбившегося потом у аудитории амплуа «обаятельного жулика». Это амплуа, впоследствии так надоевшее самому артисту, было развито на полную в советском хите «Бриллиантовая рука». Сюжет раскрывать нет смысла, так как вряд ли кто-то из отечественных зрителей не смотрел эту зажигательную комедию Гайдая. Сценарий практически по репликам растащили на цитаты, песни знают наизусть даже дети, и вообще вся история пустила глубокие корни в советскую и российскую культуры. Конечно, это заслуга и блестящего актерского ансамбля, создавшего яркие и запоминающиеся образы. Но именно дуэт порядочного, но бестолкового и немного нелепого Горбункова и вынужденного таскаться за ним блистательного мошенника Геши Козодоева покорил восхищенную публику. И хотя в центре сюжета находится фигура Семена Семеныча, которого сыграл на тот момент уже всенародно известный Никулин, 27-летний Миронов притягивает внимание на том же уровне, затмевая своих старших и более опытных коллег. Так что уже после первого показа молодой актер проснулся горячо любимым народным кумиром. Здесь же состоялся и его дебют как певца. Сейчас нам трудно представить нашу музыкальную культуру без проникновенного голоса Миронова, а ведь в детстве его родители были уверены, что у него вовсе нет ни слуха, ни голоса, а Гайдай вообще согласился оставить песню про дикарей только после долгих уговоров Никулина. И не прогадал — вместе с «Песней про зайцев» «Остров невезения» мгновенно ушел в народ. Для Андрея Миронова эта картина стала одновременно и путем к вечной славе, и персональным проклятьем. Образ харизматичного пройдохи преследовал его до конца жизни, в то время как актер был одарен драматически и мечтал о серьезных работах. И если в театре он воплощал на сцене весьма сложные, многогранные и глубокие образы, то кинорежиссеры больше видели его в легкомысленных и чаще всего «поющих» ролях. Но актер не сдавался. Так, он сыграл одну из центральных ролей в киноальманахе «Семейное счастье» по рассказам Чехова, показав, что его мастерства достаточно, чтобы филигранно отобразить все нюансы творения мастера психологической прозы. Любопытен и его персонаж в приключенческой трагикомедии «Достояние республики». Действие происходит после окончания Гражданской войны, герой Миронова (Маркиз, учитель фехтования в дворянской семье) пытается вывезти из страны коллекцию предметов искусства, оставшихся после бывших хозяев. По сюжету, Маркиз является скорее отрицательным персонажем, но благодаря обаянию артиста и его умению создавать неоднозначные образы, учитель фехтования вызывает сопереживание больше других, и над его смертью проливали слезы все советские зрители. Вообще, подобные образы — конек Миронова. Он умел выглядеть одновременно очень жизнерадостным, легкомысленным, вызывая невольную симпатию, и при этом делать персонажа по-настоящему глубоким. Впрочем, умел он исполнять подобные роли с двойным дном и по-другому. В ленте «Старики-разбойники» его Проскудин однозначно вызывает неприязнь — ведь он «блатный» и пытается выгнать с работы хорошего опытного сотрудника, которого хотят сместить из-за возраста. Но парадоксально, что при всей мерзости персонажа он все равно приковывает внимание, харизма Миронова делает его выпуклым и многомерным. В 1973 году Советский Союз покорил еще один хит с участием Андрея — «Невероятные приключения итальянцев в России». Искрометная пародия на западные гангстерские фильмы вызвала шумный резонанс. Фильм хорош сам по себе: в нем есть множество отсылок и аллюзий на кино подобного жанра, остроумный юмор, хорошая актерская работа, и, как вишенка на торте, — Миронов, который играет надоедливого гида для итальянских туристов, не подозревающих, что за их погоней за спрятанными в Ленинграде сокровищами на самом деле наблюдает советский милиционер. Любопытно, что все трюки в фильме Андрей выполнял самостоятельно, а ведь многие из них были довольно рискованными. Были у Миронова и фильмы с особенно полюбившимися зрителям амплуа. В забавном водевиле «Соломенная шляпка» он сыграл незадачливого ловеласа Фадинара, вынужденного в день свой свадьбы искать шляпку взамен той, что съела его лошадь. И все потому, что сей предмет гардероба принадлежал даме, отдыхавшей отнюдь не с законным мужем. В музыкальном фильме «Небесные ласточки» актер вновь создал двойственный образ — и набожного учителя пения в пансионате для благородных девиц, и композитора, сочиняющего легкомысленные песенки для местного театра. Как музыкальный исполнитель Миронов был очень любим советскими композиторами. Его характерный мягкий голос сразу полюбился зрителям, но главным был не он, а виртуозное умение им владеть. Андрей умел точными акцентами в интонации выразить суть песни куда глубже, чем заложено в тексте, и даже, при необходимости, придать словам совсем другой смысл (что в условиях советской цензуры было не самым лишним навыком). А когда Миронов не иронизировал, в его пении звучала подлинная, искренняя теплота. Не зря его песни обожали и детишки всего Союза. И до сих пор все мы знаем и любим его лучшие работы: «Белеет мой парус, такой одинокий...», «Бабочка крылышками бяк—бяк-бяк-бяк...», «Давайте негромко, давайте вполголоса...» и многие другие. К сожалению, к озвучке мультфильмов его привлекали не так часто, зато его голосом говорит сам кот Леопольд, да и хитрый котяра из «Голубого щенка» тоже чудо как хорош! Спорной ролью многие считают Бендера из экранизации «12 стульев». Есть даже шутка о том, что все люди делятся на два типа — тех, кто считают, что лучший Остап был у Миронова, и тех, кто предпочитают Великого комбинатора Арчила Гомиашвили. Так или иначе, интерпретация Андрея была весьма любопытной, а песни из фильма ожидаемо прописались в народе. Бендер в исполнении Миронова отличался неожиданным трагизмом: при всей внешней блистательности и легкомысленности в глазах героя всегда видна затаенная грусть. Сам актер это объяснял тем, что, с его точки зрения, Бендер жил не в свое время и не на своем месте, будучи при этом талантливым и одаренным человеком. В этом и была его трагедия. «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?» Зато в трогательной сказке «Обыкновенное чудо» нареканий Миронову не было. Здесь вновь проявилась его удивительная особенность чутко улавливать грань, не подавляя главных персонажей — Волшебника, Медведя и Принцессу, но вместе с тем его героя невозможно не заметить, настолько он яркий. Привычный образ обаятельного мерзавца был встречен зрителями на ура, как и его песни. Еще один вызвавший прения фильм — «Трое в лодке, не считая собаки». В нем Миронов исполняет несколько ролей — самого автора Джерома К. Джерома, одного из отправившихся в путешествие по Темзе друзей, а также еще ряда персонажей. В свое время картину обвиняли в чересчур вольной трактовке оригинала, но когда волнения улеглись, зрители оценили тонкий юмор, а также обаятельных героев, и во многом это заслуга Андрея, как вытянувшего на себе половину картины. Пришлась по вкусу публике и комедия «Будьте моим мужем» о двух незадачливых курортниках, которые не могут найти жилье на море. Они встречаются и договариваются притвориться семейной парой, чтобы их пустила строгая квартирная хозяйка. Их ждет множество комических перипетий, в результате которых притворство сменяется зарождением искренних чувств. Это очень добрый фильм, к тому же любая женщина Союза не отказалась бы предложить Миронову побыть ее мужем. С возрастом в глазах актера явно начала прослеживаться тщательно сдерживаемая печаль. Он был на редкость светлым человеком — много ли существует деятелей шоу-бизнеса, о которых нет ни одного плохого отзыва? А о Миронове абсолютно все говорили, что он никогда и никому не делал зла. Его действительно любили. Одним своим присутствием на съемочной площадке или за кулисами он снимал напряжение и развеивал любые ссоры. Интеллигентный, всегда улыбчивый, умеющий пошутить (но никогда обидно), скромный, готовый помочь другим — к нему невозможно было испытывать неприязнь. Зрители обожали такого жизнерадостного артиста. И тогда мало кто мог подумать, что на самом деле его жестоко мучил целый букет заболеваний, что он испытывал боль от каждого движения. Но Андрей Миронов был настоящим идеалом советского человека — мужественным и стойким, ничем не выдающим своих страданий. Во многом его настоящая суть проявилась в одной из последних работ — «Сказке странствий». Этот фильм незаслуженно остается в тени, когда говорят о творчестве Миронова. А вместе с тем именно здесь мы можем увидеть настоящего Андрея, таким, какой он был в жизни. Лиричная история повествует о девочке Марте, ищущей своего брата Мая, которого похитил бандит из-за его умения чувствовать золото. Миронов играет врача, изобретателя, мыслителя, поэта и просто идеалиста Орландо. Он решает помочь девочке. Вместе они проходят множество испытаний, пока Орландо не отдает свою жизнь, чтобы спасти людей от ведьмы Чумы. Пожалуй, можно сказать, что здесь Андрей не играл, а был самим собой. Его персонаж — как свеча во мраке окружающего средневекового мира, косного, жестокого, погрязшего в пороках, алчности и циничности. Его вера в силу человеческого духа, в лучшее, что есть в людях, в тот свет, который несет наука и искусство, в то, что даже в самом плохом человеке живет доброта — эта вера словно разгоняет сгустившуюся вокруг героев тьму. И пусть он, как и подобает человеку идеалов, погибает ради других, в конце фильма это не остается без вознаграждения. Это одна из самых пронзительных и сильных киноролей Андрея Миронова. «Билли, заряжай!» После было еще несколько интересных фильмов, где мы уже не увидим актера в его дурашливом амплуа, таких как трагикомедия «Блондинка за углом», драма «Мой друг Иван Лапшин». И завершил свою кинокарьеру артист поистине красиво, хоть и не специально. Речь идет о фильме «Человек с бульвара Капуцинов». Грустная ирония судьбы, но в этой картине Миронов словно подвел итог всей своей жизни. Сыгранный им мистер Фест, который верит в облагораживающую силу кино — как сам актер, всю жизнь старавшийся нести вечное и светлое людям. Об этой картине также нет смысла много рассказывать — как и «Бриллиантовая рука», это один из шедевров советского кино. Еще одна печальная ирония — главный герой устами Миронова произносит: «Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна». Он сам так жил. Андрей Миронов умер так, как об этом мечтает любой артист — на сцене. 14 августа 1987 года он исполнял роль Фигаро в самом его популярном спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» когда во время пятой картины третьего акта у него случилось кровоизлияние в мозг. За его жизнь боролись лучшие врачи, но, к сожалению, 20 августа 1987 года, в возрасте всего 46 лет народный любимец скончался. Его горько оплакивали не только близкие люди и коллеги, но и весь Советский Союз. Смерть Андрея Миронова закрыла целую эпоху. Многими этот актер воспринимался и воспринимается до сих пор как символ, живое воплощение всего самого лучшего, что было в советском кинематографе: высокое мастерство, полная самоотдача, доброта и вера в идеалы, вера в человека и возвышенность его духа. Все это было и в нем. Именно поэтому его ранняя смерть была воспринята страной так болезненно. К счастью, благодаря магии кино мы и сегодня можем увидеть, как с экрана смотрят на нас светлые глаза Андрея Миронова, зовущие нас сделать мир лучше — как делал он сам.... подробнее