Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Александр Сокуров

Aleksandr Sokurov
Александр Сокуров
Профессии: Режиссёр, Сценарист, Актёр, Продюсер, Оператор, Играл себя
Пол: Мужской
Родился: 14 июня 1951, Близнецы (68 лет)
Последний фильм: 2018
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Александр Сокуров Фото Александр Сокуров Фото Александр Сокуров

Новости

03.01.2020 19:39

Десять лучших российских фильмов 2019-го

Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.

Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
Читать полностью
Рубрика: Наше кино
Поделиться:

30.10.2019 21:00

Двойной обзор: «Прощание» и «Мысленный волк»

Семейные ценности превыше всего

Невероятный успех прошлогодней комедии «Безумно богатые азиаты» (фильм получил две номинации на премию «Золотой глобус» и мировые сборы, превышающие отметку в 200 миллионов долларов) заставил всех обратить внимание на новую голливудскую звезду — Аквафину. Нора Лам, настоящее имя актрисы, засветилась там на втором плане, но это не помешало продюсерам разглядеть ее талант, и уже в следующем году Аквафине выпала возможность исполнить главную роль в очередной американо-китайской копродукции. «Прощание» (альтернативное название которого могло бы быть «Грустные бедные азиаты») стало настоящей сенсацией независимого кино «Сандэнс», собрав там, кажется, все положительные отзывы, какие только возможно. И пусть вас не смущает слово «США» в графе «страна производства фильма», ибо кино Лулу Ванг почти насквозь пропитано аутентичной китайской культурой, обычаями и традициями, не позволяющими усомниться в том, что перед нами продукт настоящего восточного кинематографа, снятый за американские доллары.
Читать полностью
Рубрика: Рецензия
Теги: рецензия
Поделиться:

16.07.2019 15:19

Александр Сокуров закрывает фонд поддержки кино

Некоммерческий фонд поддержки кино «Пример интонации», художественным руководителем которого является лауреат международных кинофестивалей Александр СокуровСолнце»), прекращает свою деятельность и закрывается. Об этом сообщил сам режиссер.

«Мы закроем наш фонд "Пример интонации" в следующем году из-за недостатка средств к существованию», — сказал Сокуров. По его словам, Министерство культуры ведет себя по отношению к фонду недружественно и организация больше не может работать в тех условиях, которые им создает ведомство под управлением Владимира Мединского. Однако в Минкультуры заявили, что ничего не знают о ситуации с фондом Сокурова, а также подчеркнули, что ведомство не вправе каким-либо образом влиять на работу таких организаций.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 7

Все | Актёр | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Главные роли

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Режиссёр [ скрыть ]


Франкофония
Франкофония (2015)

Francofonia (6.60)

Фауст
Фауст (2011)

Faust (6.70)






Intonatsiya. Yuri Shmidt
Intonatsiya. Yuri Shmidt (2010)
(0.00)

Читаем блокадную книгу
Читаем блокадную книгу (2009)

Chitaem 'Blokadnuyu knigu' (5.80)

Короткометражные фильмы мира
Короткометражные фильмы мира (2008)

Cinema16: World Short Films (7.70)

Aleksandra
Aleksandra (2007)
(6.90)

Элегия жизни. Ростропович. Вишневская.
Элегия жизни. Ростропович. Вишневская. (2006)

Elegiya zhizni. Rostropovich. Vishnevskaya. (7.50)

Солнце
Солнце (2005)

Solntse (7.30)

Петербургский дневник: Моцарт. Реквием
Петербургский дневник: Моцарт. Реквием (2004)

Peterburgskiy dnevnik: Mozart. Rekviem (6.80)

Otets i syn
Otets i syn (2003)
(6.40)

Русский ковчег
Русский ковчег (2002)

Russkiy kovcheg (7.20)

Телец
Телец (2001)

Telets (7.00)

Элегия дороги
Элегия дороги (2001)

Elegiya dorogi (7.60)

Восточная елегия
Восточная елегия (2000)

Vostochnaya elegiya (7.60)

Dolce...
Dolce... (2000)
(5.80)

Uzel
Uzel (1999)
(6.10)

Роберт. Счастливая жизнь
Роберт. Счастливая жизнь (1999)

Robert. Schastlivaya zhizn (7.00)

Молох
Молох (1999)

Molokh (6.70)

Петербургский дневник. Квартира Козинцева
Петербургский дневник. Квартира Козинцева (1998)

Peterburgskiy dnevnik. Kvartira Kozintseva (5.80)

Повинность
Повинность (1998)

Povinnost (7.40)

Documenta X - Die Filme
Documenta X - Die Filme (1997)
(0.00)

Смиренная жизнь
Смиренная жизнь (1997)

Smirennaya zhizn (7.00)

Мать и сын
Мать и сын (1997)

Mat i syn (7.40)

Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (1997)

Peterburgskiy dnevnik. Otkritie pamyatnika Dostoeskomu (6.70)

Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях
Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях (1995)

Dukhovnye golosa. Iz dnevnikov voyny. Povestvovanie v pyati chastyakh (8.20)

Солдацкий сон
Солдацкий сон (1995)

Soldatskiy son (6.70)

Элегия из России
Элегия из России (1994)

Elegiya iz Rossii (8.50)

Тихие страницы
Тихие страницы (1994)

Tikhiye stranitsy (6.90)

Kamen
Kamen (1992)
(7.50)

Круг второй
Круг второй (1990)

Krug vtoroy (7.10)

К события в Закавкзье
К события в Закавкзье (1990)

K sobytiya v Zakavkzye (0.00)

Ленинград. Ретроспектива 1957–1990
Ленинград. Ретроспектива 1957–1990 (1990)

Leningradskaya retrospektiva (1957-1990) (9.10)

Простая элегия
Простая элегия (1990)

Prostaya elegiya (6.40)

Spasi i sokhrani
Spasi i sokhrani (1989)
(6.90)

Петербургская элегия
Петербургская элегия (1989)

Peterburgskaya elegiya (6.00)

Соната для Гитлера
Соната для Гитлера (1989)

Sonata dlya Gitlera (6.40)

Советская элегия
Советская элегия (1989)

Sovetskaya elegiya (6.40)

Дни затмения
Дни затмения (1988)

Dni zatmeniya (7.40)

Mariya
Mariya (1988)
(7.80)

Жертва вечерняя
Жертва вечерняя (1988)

Zhertva vechernyaya (8.20)

Терпение труд
Терпение труд (1987)

Terpenie trud (7.00)

Скорбное бесчувствие
Скорбное бесчувствие (1987)

Skorbnoye beschuvstviye (6.70)

Ампир
Ампир (1987)

Ampir (6.40)

И ничего больше
И ничего больше (1987)

I nichego bolshe (7.20)

Московская элегия
Московская элегия (1987)

Moskovskaya elegiya (7.60)

Elegiya
Elegiya (1985)
(8.60)

Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
Альтовая соната. Дмитрий Шостакович (1981)

Altovaya sonata. Dmitriy Shostakovich (7.30)

Разжалованный
Разжалованный (1980)

Razzhalovannyy (0.00)

Одинокий голос человека
Одинокий голос человека (1978)

Odinokiy golos cheloveka (7.30)


Лето Марии Войновой
Лето Марии Войновой (1975)

Leto Marii Voynovoy (6.60)

Pozyvnye R1NN
Pozyvnye R1NN (1975)
(0.00)

Samye zemnye zaboty
Samye zemnye zaboty (1974)
(5.50)

Boris Godunov
Boris Godunov (0)
(0.00)


Сценарист [ скрыть ]


Франкофония
Франкофония (2015)

Francofonia (6.60)

Фауст
Фауст (2011)

Faust (6.70)






Intonatsiya. Yuri Shmidt
Intonatsiya. Yuri Shmidt (2010)
(0.00)

Розовая пустыня
Розовая пустыня (2009)

Deserto rosa. Luigi Ghirri (8.70)

Aleksandra
Aleksandra (2007)
(6.90)

Элегия жизни. Ростропович. Вишневская.
Элегия жизни. Ростропович. Вишневская. (2006)

Elegiya zhizni. Rostropovich. Vishnevskaya. (7.50)

Петербургский дневник: Моцарт. Реквием
Петербургский дневник: Моцарт. Реквием (2004)

Peterburgskiy dnevnik: Mozart. Rekviem (6.80)

Русский ковчег
Русский ковчег (2002)

Russkiy kovcheg (7.20)

Элегия дороги
Элегия дороги (2001)

Elegiya dorogi (7.60)

Восточная елегия
Восточная елегия (2000)

Vostochnaya elegiya (7.60)

Dolce...
Dolce... (2000)
(5.80)

Роберт. Счастливая жизнь
Роберт. Счастливая жизнь (1999)

Robert. Schastlivaya zhizn (7.00)

Петербургский дневник. Квартира Козинцева
Петербургский дневник. Квартира Козинцева (1998)

Peterburgskiy dnevnik. Kvartira Kozintseva (5.80)

Повинность
Повинность (1998)

Povinnost (7.40)

Смиренная жизнь
Смиренная жизнь (1997)

Smirennaya zhizn (7.00)

Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (1997)

Peterburgskiy dnevnik. Otkritie pamyatnika Dostoeskomu (6.70)

Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях
Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях (1995)

Dukhovnye golosa. Iz dnevnikov voyny. Povestvovanie v pyati chastyakh (8.20)

Солдацкий сон
Солдацкий сон (1995)

Soldatskiy son (6.70)

Элегия из России
Элегия из России (1994)

Elegiya iz Rossii (8.50)

Тихие страницы
Тихие страницы (1994)

Tikhiye stranitsy (6.90)

К события в Закавкзье
К события в Закавкзье (1990)

K sobytiya v Zakavkzye (0.00)

Ампир
Ампир (1987)

Ampir (6.40)

Разжалованный
Разжалованный (1980)

Razzhalovannyy (0.00)


Лето Марии Войновой
Лето Марии Войновой (1975)

Leto Marii Voynovoy (6.60)

Samye zemnye zaboty
Samye zemnye zaboty (1974)
(5.50)

Актёр [ скрыть ]


Франкофония
Франкофония (2015)

Francofonia (6.60)
(голос) (как Alexandre SOKOUROV)

Русский ковчег
Русский ковчег (2002)

Russkiy kovcheg (7.20)
The Time Traveller (голос) (в титрах отсутствует)

Элегия дороги
Элегия дороги (2001)

Elegiya dorogi (7.60)
Narrator (голос)

Восточная елегия
Восточная елегия (2000)

Vostochnaya elegiya (7.60)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Роберт. Счастливая жизнь
Роберт. Счастливая жизнь (1999)

Robert. Schastlivaya zhizn (7.00)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Петербургский дневник. Квартира Козинцева
Петербургский дневник. Квартира Козинцева (1998)

Peterburgskiy dnevnik. Kvartira Kozintseva (5.80)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (1997)

Peterburgskiy dnevnik. Otkritie pamyatnika Dostoeskomu (6.70)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Солдацкий сон
Солдацкий сон (1995)

Soldatskiy son (6.70)
Narrator (голос)

Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях
Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях (1995)

Dukhovnye golosa. Iz dnevnikov voyny. Povestvovanie v pyati chastyakh (8.20)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Простая элегия
Простая элегия (1990)

Prostaya elegiya (6.40)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Петербургская элегия
Петербургская элегия (1989)

Peterburgskaya elegiya (6.00)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

Советская элегия
Советская элегия (1989)

Sovetskaya elegiya (6.40)
Narrator (голос) (в титрах отсутствует)

И ничего больше
И ничего больше (1987)

I nichego bolshe (7.20)
Narrator (голос)

Московская элегия
Московская элегия (1987)

Moskovskaya elegiya (7.60)
Narrator (голос)

Ты должен жить
Ты должен жить (1980)

Ty dolzhen zhit (0.00)

Продюсер [ скрыть ]



Элегия дороги
Элегия дороги (2001)

Elegiya dorogi (7.60)

Оператор [ скрыть ]


Солнце
Солнце (2005)

Solntse (7.30)

Телец
Телец (2001)

Telets (7.00)

Играл себя [ скрыть ]


Себя - Interviewee (3 episodes, 2011)

Pozner
Pozner (сериал) (2008)
(6.40)

Элегия жизни. Ростропович. Вишневская.
Элегия жизни. Ростропович. Вишневская. (2006)

Elegiya zhizni. Rostropovich. Vishnevskaya. (7.50)
Себя

Себя (как Alexander Sokurov)

One Take Movie
One Take Movie (2002)
(0.00)
Himself

Uzel
Uzel (1999)
(6.10)
Himself

Петербургский дневник. Квартира Козинцева
Петербургский дневник. Квартира Козинцева (1998)

Peterburgskiy dnevnik. Kvartira Kozintseva (5.80)

Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому (1997)

Peterburgskiy dnevnik. Otkritie pamyatnika Dostoeskomu (6.70)

Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях
Духовные голоса. Из дневников войны. Повествование в пяти частях (1995)

Dukhovnye golosa. Iz dnevnikov voyny. Povestvovanie v pyati chastyakh (8.20)

Солдацкий сон
Солдацкий сон (1995)

Soldatskiy son (6.70)

Himself

Кино сохраняет время
Кино сохраняет время (1991)

Elokuva vangitsee aikaa (7.10)
Себя

Простая элегия
Простая элегия (1990)

Prostaya elegiya (6.40)

К события в Закавкзье
К события в Закавкзье (1990)

K sobytiya v Zakavkzye (0.00)
Himself (в титрах отсутствует)

Петербургская элегия
Петербургская элегия (1989)

Peterburgskaya elegiya (6.00)

Московская элегия
Московская элегия (1987)

Moskovskaya elegiya (7.60)


Премьеры
12.03
Бладшот
Bloodshot
12.03
Гамбит
Gambit
12.03
Мой шпион
My Spy
все премьеры

Топ 250
146
Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Pirates of the Caribbean: The Curse of the Black Pearl (8.00)
147
Король говорит!
The King's Speech (8.00)
148
Хоббит: Нежданное путешествие
The Hobbit: An Unexpected Journey (8.00)
149
Район №9
District 9 (8.00)
150
Парк Юрского периода
Jurassic Park (8.00)
151
Звездный путь
Star Trek (8.00)
152
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
153
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
154
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
155
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
весь топ
03.01.2020
Десять лучших российских фильмов 2019-го

Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом. Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе. «Юморист» Михаила Идова Юморист Борис Аркадьев — любимец публики и советских чиновников, которые могут вызвать его в любой момент то в баню, то на праздничное застолье, чтобы послушать вживую несколько шуток. Аркадьева ценят даже космонавты, ради беседы с которыми ему приходится ехать на Байконур. По сути, он сам работает цирковой обезьянкой, про которую читает заезженный материал со сцены, а действительно смешные новые тексты держит при себе, потому что могут не понять. Кажется, Аркадьеву не на что жаловаться: у него есть семья, привыкшая к его постоянным разъездам и своенравности, прекрасный дом и востребованность. Но на дворе конец 1980-х, намечаются новые времена, которые, вероятно, под силу приблизить именно Аркадьеву. Дебютный фильм Михаила Идова, ставший результатом постсоветской рефлексии режиссера, также осмысляет и опыт современной эпохи. Саундтрек рэпера Face, который можно услышать на финальных титрах «Юмориста», явно переносит нас в пространство актуальных событий, в ситуацию цензуры и попадания в черные списки. От этого становится уже не смешно, а действительно страшно. «Айка» Сергея Дворцевого Неприветливая, недружелюбная столица, засыпанная снегом, обросшая льдом, как и ее жители. Девушка Айка из Киргизии нелегально проживает в Москве и работает на тяжелой работе. Ее положение осложняется невозвращенным долгом большим дядям, которые грозятся расправой. А еще тем, что она оставила новорожденного сына, которого, как ей казалось, она бы не смогла выходить, в роддоме. Режиссер Сергей Дворцевой показывает неприметную сторону жизни в Москве, на которую не принято обращать внимание, и предлагает взглянуть на судьбу современного чеховского «маленького человека», вынужденного выживать. Прежде Дворцевой работал в сфере документального кино, и это отчетливо прослеживается в «Айке», снятой без прикрас в реалистичной манере. Душераздирающая история тронула и зарубежных зрителей. Картина вошла в шорт-лист «Оскара-2019», а Самал Еслямову, сыгравшую главную роль, заслуженно наградили «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля. «Война Анны» Алексея Федорченко Камерная минималистичная картина о девочке Анне, которая долгое время пряталась в камине здания немецкой комендатуры в 1941 году после расстрела ее родителей и изо всех сил пыталась выжить, — фильм, который не идет в сравнение ни с какими другими. Он снят на полутонах в спектральном призрачном пространстве, где Анне является то приятель-кот, то пьяные немцы, то злобные собаки, готовые разорвать на части. Покидать убежище Анне можно только по ночам, когда ее никто не обнаружит. Она молчит на протяжении всего фильма, говорят только ее большие распахнутые глаза, в которых читается отчаянное желание жить. Она уже однажды чудом выжила, поэтому все, что происходит после, напоминает какую-то сказку, но не жизнь. Это именно война Анны, которую она обязательно выиграет. Бессюжетный художественный этюд срежиссировал Алексей Федорченко. И даже неудивительно, что картина получила и «Золотого орла», и «Нику», и «Белого слона». Она говорит про войну и опыт обычного человека гораздо больше, чем похожие друг на друга громогласные пафосные военные драмы, которые наши киноделы продолжают штамповать из года в год. «Мальчик русский» Александра Золотухина Еще один фильм об истории взросления на войне, только уже на Первой мировой, снял Александр Золотухин, выпускник мастерской Александра Сокурова, которую тот открыл в Кабардино-Балкарии. На премьере фильма в Москве Золотухин поблагодарил режиссера за неоценимую помощь в создании картины. Влияние Сокурова трудно не отметить: зернистость картинки, длинноты, на которых выстроено повествование, наблюдательная камера, спокойствие и размеренность, заполняющие экран. Мальчик русский — это юный солдат, бойкий деревенский парнишка, играющий в окопе на гармошке. Почти сразу война перестает казаться ему романтичной, а после первых же боевых действий мальчик слепнет. Отправиться домой ему не дает гордость, поэтому он становится слухачом. Теперь ему придется «слушать небо» через огромные локаторы, которые будто сошли со страниц какой-нибудь фантастической повести. «Мальчик русский» и правда похож на сновидение из-за нечеткого изображения, хрупкости, ощущаемой на невербальном уровне, и необычных лиц, мелькающих на экране. Режиссер специально искал актеров по всей России: он хотел найти уникальные типажи — людей, максимально похожих на тех, что участвовали в Первой мировой и остались лишь на черно-белых снимках. А главного героя Золотухин нашел в одном из детских домов: его поразило, что в мальчике не было «сытости», как в остальных претендентах на роль. Отсюда и поразительная невесомость фильма, который будто завис где-то в облаках, чтобы зритель послушал его через земные локаторы. «Верность» Нигины Сайфуллаевой С тех пор, как «Верность» Нигины Сайфуллаевой прогремела на «Кинотавре», где режиссеру вручили специальный диплом жюри, разговоры о фильме не утихают. «Верность» уже назвали одним из самых откровенных проектов российского кино. И дело даже не столько в эротических сценах, показанных с невиданной долей открытости и чувственности, а в честности и прямоте, с которой Сайфуллаева размышляет о природе человеческих взаимоотношений. По сюжету, Лена (Евгения Громова) подозревает своего мужа (Александр Паль) в измене. Признаться ему в своих страшных догадках у Лены не хватает духа, и она решает действовать радикально и начинает изменять мужу с незнакомцами, что, конечно, не сможет долго оставаться в секрете. Оказывается, что людям не хватает обыкновенного разговора и рефлексии, они боятся переживать сложные чувства, стесняются открыться и копаться в собственной душе. Трудно сохранить верность близкому человеку, но еще сложнее остаться верным себе. О ревности, поиске чувственности, столь необходимого языка разговора и настоящей себя мало кто снимал также тонко и интимно, как сделала это Сайфуллаева. «Русский бес» Григория Константинопольского Постмодернистский психотический комедийный триллер «Русский бес» — это своеобразная вариация «Американского психопата». Только у Константинопольского все закручено в такую воронку, что выбраться из нее тяжеловато и зрителю, и главному герою Святу (Иван Макаревич). Влюбленный в Асю (Любовь Аксенова), дочку богатых родителей, Свят решает составить ей достойную пару и берет деньги у будущего тестя на открытие ресторана. Однако все сразу же идет не по его плану. К нему каждый день начинают наведываться с проверкой и вымогать деньги, грозя уничтожить бизнес, а вместе с тем и мечты молодого парня. Помимо этого, Ася, вопреки желаниям Свята, строго держит образ тургеневской девушки, чья нравственность не позволяет ей близости до свадьбы. В итоге великое искушение настолько затуманивает взор главного, что становится невозможно отделить реальность от фантазии. Фильм предельно литературоцентричен и отсылает то к «Братьям Карамазовым» Достоевского и ключевой сцене диалога Ивана с чертом, то к темным текстам Мережковского и Брюсова из Серебряного века, чтобы рассказать о цикличности русской истории. Сам Константинопольский появится в кадре в образе бизнесмена из 90-х, вывернет весь сюжет наизнанку и напомнит, что царство зверя никак не избыть, если оно находится в самой душе. «Большая поэзия» Александра Лунгина «Большая поэзия» — дебютная режиссерская работа Александра Лунгина о двух товарищах, которых объединило военное прошлое и поэтическое настоящее. Витя (Александр Кузнецов) и Леха (Алексей Филимонов) пишут тексты на фоне грубой урбанистической реальности: пустырей, бесконечных строек и свалок. Поэзия как язык, возведенный в абсолют, помогает им найти точки опоры в серой неприглядной жизни на окраинах города, дает им возможность поразмышлять о вечных вопросах в мире, где для поэзии нет места. По тому же принципу и действует Лунгин, у которого получилось во многом символичное и образное кино. Ощущение войны бередит сознание главных героев и помещает их в сюрреалистичную ситуацию. Выместить это ощущение они пытаются с помощью поэтического слова, которому едва ли под силу избавить нас от жесткости, агрессии и всеобщего безмолвия. «Простой карандаш» Натальи Назаровой Режиссеру Наталье Назаровой удалось снять фильм о беспросветной российской реальности без «чернухи». Главным пороком становится равнодушие, с которым предстоит сражаться Антонине — художнице, приехавшей в маленький городок вслед за мужем, отбывающем срок по сфабрикованному делу. Жена декабриста устраивается на работу в местную школу учительницей черчения и рисунка, но вскоре понимает, что один школьник и его старший брат-преступник занимаются самоуправством. Вступится за обычных жителей Антонина в одиночку, но способен ли всего один человек противостоять замкнутости и безысходности? «Простой карандаш» подчас походит на одну из поэм Некрасова, пристально вглядывающегося в суть русской жизни и души русского человека. В городке расположена фабрика по производству простых карандашей. Похожие друг на друга, серые с неокрашенным грифелем, карандаши способны на волшебство в руках художника. Искусство способно преобразить образ мышления людей, убеждена идеалистка Тоня. Трагедия лишь в том, что все вокруг считают это наивным и предпочитают конвейер индивидуальности. «Бык» Бориса Акопова Вслед за ностальгией по 80-х закономерно приходит ностальгия по лихим 90-м. В России 90-е и вовсе сакральное время. Кажется, что его на самом деле не было, байки были придуманы народом, а Балабанов все утрировал. Ведь не может же десятилетка впитать в себя столько разных событий и настроений? На излете этого насыщенного времени постоянного накала разворачивается действие фильма «Бык». «Бык» — это прозвище Антона Быкова, молодого заикающегося парня, в глазах которого наливается агрессия. Выпускает эту мощную энергию он вместе с товарищами на улицах города: ребята воруют машины, вступают в потасовки с «восточными», качками из другой преступной группировки, регулярно попадают в изолятор, а некоторые — на зону. После очередной кровавой перестрелки Быка хотят отправить в места не столь отдаленные, но его вытаскивает один авторитет и взамен просит об услуге. Акопов мастерски воссоздает атмосферу 90-х, которая не похожа на лощеную романтизацию в клипе Монеточки. Это жесткое колоритное высказывание о странном периоде жизни, который с уходом Ельцина, объявляющего начало новой эпохи, по всей видимости, не закончился. «Дылда» Кантемира Балагова Выпускник мастерской Александра Сокурова Кантемир Балагов в прошлом году представил миру дебютный фильм «Теснота», который удостоился приза Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Многие режиссеры подтверждают, что снимать второй фильм всегда тяжелее. Поэтому Балагов создал ленту, на первый взгляд, совсем не похожую на «Тесноту». Действие разворачивается в послеблокадном Ленинграде в 1946 году, война только-только закончилась, но люди еще не успели прийти в себя. Контуженная бывшая зенитчица Ия по прозвищу «Дылда» работает в госпитале и заботится о трехлетнем мальчике Пашке. К ней приезжает его мать, фронтовая подруга Ии Маша. Двух девушек объединяет тайна, которая и станет отправной точкой для развития истории. Как и в «Тесноте», Балагова интересуют сложные отношения между близкими людьми, которые живут во время войны: Чеченской — в «Тесноте» и только завершившейся Второй мировой — в «Дылде». Ленинград предстает фантомным местом, где любые связи между людьми искорежены и вымучены, где все напоминает о травме, которую необходимо прожить и осознать. К идее фильма Балагов пришел, прочитав книгу Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Визуально выдающуюся картину, предлагающую новый взгляд на известные события, отметили двумя наградами на Каннском кинофестивале и внесли в шорт-лист премии «Оскар».... подробнее
30.10.2019
Двойной обзор: «Прощание» и «Мысленный волк»

Семейные ценности превыше всего Невероятный успех прошлогодней комедии «Безумно богатые азиаты» (фильм получил две номинации на премию «Золотой глобус» и мировые сборы, превышающие отметку в 200 миллионов долларов) заставил всех обратить внимание на новую голливудскую звезду — Аквафину. Нора Лам, настоящее имя актрисы, засветилась там на втором плане, но это не помешало продюсерам разглядеть ее талант, и уже в следующем году Аквафине выпала возможность исполнить главную роль в очередной американо-китайской копродукции. «Прощание» (альтернативное название которого могло бы быть «Грустные бедные азиаты») стало настоящей сенсацией независимого кино «Сандэнс», собрав там, кажется, все положительные отзывы, какие только возможно. И пусть вас не смущает слово «США» в графе «страна производства фильма», ибо кино Лулу Ванг почти насквозь пропитано аутентичной китайской культурой, обычаями и традициями, не позволяющими усомниться в том, что перед нами продукт настоящего восточного кинематографа, снятый за американские доллары. «Основано на реальной лжи», — такая надпись открывает фильм. Билли (Аквафина), девушка китайского происхождения, живущая в Бруклине и пытающаяся освоить профессию писателя, очень сильно привязана к оставшейся на родине бабушке Най Най (Чжоу Шучжэнь). Несмотря на огромную разницу в часовых поясах, они регулярно созваниваются и тепло беседуют. Внезапно бабушкина сестра узнает, что Най Най смертельно больна. По старой китайской традиции, никто не хочет ей об этом рассказывать, дабы не расстраивать и позволить прожить остаток жизни, наслаждаясь ей, а не думая о приближающейся смерти. Билли такой расклад дел не нравится, но родители убеждают ее, что так будет лучше. Чтобы проститься с бабушкой, семья и придумывает ту самую ложь: все вернутся домой в Китай (часть из Америки, часть из Японии) якобы на свадьбу внука, который о женитьбе даже не думал. «Прощание» — максимально эмоциональное кино, и в этом его сила. Лулу Ванг, судя по всему, написала сценарий к собственному фильму по личному опыту, отчего он получился столь искренним и богатым на интересный, самобытный материал. С ювелирной точностью она распределяет элементы комедии и драмы. Здесь поднимается важная тема разъединения человека с местом, которое он привык называть домом (не обязательно имея в виду конкретное физическое место). Эта тема знакома как актрисе на главной роли, так и режиссеру Лулу Ванг: обе они эмигрантки, родившиеся в Поднебесной, но выросшие в США. Поэтому немаловажную роль в «Прощании» играет различие культур Запада и Востока, становящееся как предметом для нескончаемых шуток, так и своеобразным социальным комментарием. Так, китаец-швейцар, ни разу не покидавший свою страну, без конца терроризирует Билли риторическими вопросами, действительно ли в Америке лучше, чем у них. Кино как способ обмена культурного опыта через поход в кинотеатр — примерно так можно описать «Прощание» Лулу Ванг, пронзительно душевную историю о семейных ценностях, где драматический талант Аквафины можно разглядеть невооруженным глазом. Бог есть волк? Валерия Гай Германика всегда была режиссером очень специфичным. Собственную экспрессию она ловко переносила из реальной жизни на экран, вызывая своими работами отклик широченного спектра — от восхищения до ненависти. Порой кажется, что Германика с нами уже вечность, хотя выходящий в октябре «Мысленный волк» — всего лишь третья полнометражная работа режиссера, причем совсем не похожая на предыдущие. Здесь нет присущей современным французским кинематографистам гиперреалистичности фильма «Все умрут, а я останусь», награжденного призом за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Обошлось и без экспериментальной истории любви, рассказанной в духе Гаспара Ноэ, из «Да и да». На этот раз Германика сняла настоящий православный хоррор, амбициозное, хоть и короткое, кино в формате притчи, совмещающее простую историю с фольклором, предубеждениями и культурным кодом русского человека. Несмотря на откровенно мифологичный пролог, в котором мы наблюдаем за тем, как только что отпетый покойник воскресает и садится за стол завтракать в окружении двух дам, история действительно проста и состоит из двух актов. В первом женщина с ребенком (ее играет Лиза Климова) забирает свою наслаждающуюся второй молодостью маму (Юлия Высоцкая), которая, несмотря на возраст, отрывается с каким-то молодым парнем на сельской дискотеке, и они отправляются в ночи через лес домой. Первый акт пронизан хоррорной атмосферой одиночества, граничащей с параноидальными мотивами присутствия в этом же лесу некой сверхъестественной силы — мысленного волка. Второй акт происходит в самом доме, расположившемся в селе с говорящим названием Небылое. Тут события фильма начинают напоминать «маму!» Аронофски, но только с очевидным феминистическим посылом. Ответ на вопрос, почему «Мысленный волк» так сильно не похож на предыдущие картины Германики, скрывается в графе «сценарист». Там мы видим имя Юрия Арабова — человека, чей высокий слог и намеренная заумь в работах сделала его одним из главных сценаристов в российском кинематографе. Он написал «Орлеан», сценарий к «Монаху и бесу», но больше всего он известен как сценарист фильмов Александра Сокурова, единственного, пожалуй, режиссера, который с тяжелыми, глубокими текстами Арабова умеет работать так, что на экране они не превращаются в откровенную несуразицу. Валерия Гай Германика тоже достаточно умело работает с текстом, в котором самое интересное происходит между строк. Диалоги кажутся чересчур театрализованными, персонажи как будто сошли со страниц русского фольклора — Иван-дурак, забежавший на пельмени, охотник, поймавший волка до того, как он съест бабушку. Трудно не заметить двойного дна «Мысленного волка», ведь не зря тут обыгрывается солженицынское «не верь, не бойся, не проси». Абстрактный метафизический волк постоянно ассоциируется с чем-то авторитетным — то ли с мужчиной, то ли с самим богом, а женщина до конца остается главным действующим лицом во всей этой фольклорной притче. Можно сказать, Германика вышла на новый уровень претенциозности, а в российском кино это, кажется, говорит о том, что картина как минимум что-то из себя представляет.... подробнее
16.07.2019
Александр Сокуров закрывает фонд поддержки кино

Некоммерческий фонд поддержки кино «Пример интонации», художественным руководителем которого является лауреат международных кинофестивалей Александр СокуровСолнце»), прекращает свою деятельность и закрывается. Об этом сообщил сам режиссер. «Мы закроем наш фонд "Пример интонации" в следующем году из-за недостатка средств к существованию», — сказал Сокуров. По его словам, Министерство культуры ведет себя по отношению к фонду недружественно и организация больше не может работать в тех условиях, которые им создает ведомство под управлением Владимира Мединского. Однако в Минкультуры заявили, что ничего не знают о ситуации с фондом Сокурова, а также подчеркнули, что ведомство не вправе каким-либо образом влиять на работу таких организаций. Некоммерческий фонд «Пример интонации» был создан в 2013 году для поддержки начинающих кинематографистов. В состав худсовета фонда входят киновед и основатель журнала «Сеанс» Любовь Аркус, кинокритик Андрей Плахов, продюсер и член Европейской киноакадемии Андрей Сигле, основатель независимого оперного театра Contour Opera Артем Суслов. При содействии фонда были сняты такие картины молодых авторов, как «Глубокие реки» Владимира Битокова, «Софичка» Киры Коваленко, а также лауреат прошлогоднего фестиваля «Ника» «Теснота» Кантемира Балагова. Источник: LENTA.RU... подробнее