Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]

Алиса Фрейндлих

Alisa Freyndlikh
Алиса Фрейндлих
Профессии: Актриса, Играла себя
Пол: Женский
Родилась: 08 декабря 1934, Стрелец (85 лет)
Последний фильм: 2016
Поделиться: Добавить в Facebook В Twitter МойМир@Mail.ru

Фильмы


Фото

Фото Алиса Фрейндлих Фото Алиса Фрейндлих Фото Алиса Фрейндлих

Новости

16.03.2020 14:59

«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет.

Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич.
Читать полностью
Поделиться:

25.01.2020 21:21

«Золотой орел — 2020»: смартфон, война и ностальгия

24 января на «Мосфильме» состоялось вручение ежегодной премии «Золотой орел». Безусловным победителем стала картина «Текст» Клима Шипенко, снятая по роману Дмитрия Глуховского. У ленты четыре премии, одна из которых — за лучший фильм. На втором месте, также с четырьмя наградами, «Одесса» Валерия Тодоровского, а бронза досталась военной картине «Т-34» Алексея Сидорова, который к тому же признан лучшим режиссером.

Премию в номинации «Лучший актер» отечественные киноакадемики ожидаемо вручили Александру Петрову за роль Ильи Горюнова в «Тексте», а Виктория Мирошниченко стала лучшей актрисой, исполнив роль Ии в драме Кантемира Балагова «Дылда», которая в декабре прошлого года была внесена в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Читать полностью
Поделиться:

24.11.2019 15:20

Вечные вопросы «Жестокого романса»: к 35-летию фильма

Пьесу «Бесприданница» Александр Островский написал в 1878 году, а фильм «Жестокий романс» вышел на экраны в 1984-м, то есть 35 лет назад. Но темы, поднятые и затронутые в мелодраме, находят отклик и в современном зрителе. Как искать супруга — по любви или по расчету? Что важнее в жизни — деньги или человеческие отношения? Можно ли сохранить разум, когда со всех сторон давит общество? Конечно, больше века спустя относительно времени, в котором происходят события фильма, стало проще находить ответы на эти вопросы, но трагедия главной героини Ларисы не становится от этого менее печальной.

Например, каждый хотел бы найти идеального спутника жизни. С самого начала фильма противопоставляются два взгляда на брак: Хариты Игнатьевны (Алиса Фрейндлих) и Ларисы (Лариса Гузеева). Мать по собственному опыту знает, что одной любовью сыт не будешь, и пытается выгодно пристроить трех дочерей. Старшим сестрам браки по расчету принесли одни несчастья, поэтому Лариса продолжает верить в чистое чувство и находит «страну любви» в лице самого завидного жениха города — судовладельца Сергея Сергеевича Паратова (Никита Михалков). На время щедрых ухаживаний мать и дочь становятся заодно, но жизнь все расставляет по своим местам, и обе женщины оказываются неправы: когда Паратов исчезает, Лариса принимает предложение первого встречного, а Харита Игнатьевна опускает руки.
Читать полностью
Поделиться:

Средний рейтинг: 6.54

Все | Актриса | Главные роли

Биография

Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в семье известного актера Бруно Фрейндлиха. Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Фрейндлиха. Сама Ксения Федоровна была актрисой только в юности, недолго; все дальнейшие годы работала бухгалтером, растила Алису. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной, но в жизни Алисы отец присутствовал всегда. Вместе с мамой Алиса оставалась в блокадном Ленинграде, три года после войны , начиная с середины 1946-го, проживали в Таллине. Потом вернулись домой. В школе Алиса активно занималась в театральном кружке, который вела Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна поверила в звезду Алисы, позвала в свой дом, вместе с мужем Павлом Карловичем Вейсбремом помогли подготовиться к поступлению в 1953 году в Театральный институт. В 1957 году окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского, курс Б.В.Зона. В 1957-1961 годах - актриса Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской; В 1961-1983 годах - актриса академического театра им. Ленсовета; С 1983 года - в труппе БДТ им. Горького (с 1992 — им. Г.А. Товстоногова). Заслуженная артистка РСФСР (1965). Народная артистка РСФСР (1971). Народная артистка СССР (25.02.1981).

Фильмография

Сортировка по: Году :: Рейтингу :: Количеству голосов
Актриса [ скрыть ]


Большой
Большой (2016)

Bolshoy (0.00)
Beleckaya


Возвращение мушкетеров
Возвращение мушкетеров (2009)

Vozvrashchenie mushketyorov, ili Sokrovishcha kardinala Mazarini (2.30)
Queen Anna of Austria

Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину
Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину (2009)

Poltory komnaty ili Sentimentalnoe puteshestvie na Rodinu (7.20)
Mother

Vasilyevskiy ostrov
Vasilyevskiy ostrov (2009)
(0.00)

На Верхней Масловке
На Верхней Масловке (2005)

Na Verkhney Maslovke (7.00)
Anna Borisovna

Женская логика 3
Женская логика 3 (2004)

Zhenskaya logika 3 (2.90)
Lela

Женская логика 2
Женская логика 2 (2003)

Zhenskaya logika 2 (3.00)
Lela

Исповедь незнакомцу
Исповедь незнакомцу (1995)

Ispoved neznakomtsu (5.70)

Okhota
Okhota (1994)
(0.00)

Подмосковные вечера
Подмосковные вечера (1994)

Podmoskovnye vechera (6.40)
Irina Dmitrievna

Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя
Тайна королевы Анны, или Мушкетеры 30 лет спустя (1993)

Tayna korolevy Anny ili mushketyory 30 let spustya (6.00)

Мушкетеры 20 лет спустя
Мушкетеры 20 лет спустя (1992)

Mushketyory 20 let spustya (6.30)
Queen Anna

Будни и праздники Серафимы Глюкиной
Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)

Budni i prazdniki Serafimy Glyukinoy (7.80)
Serafima Glyukina

Успех
Успех (1987)

Uspekh (7.50)
Zinaida Nikolayevna Arsenyeva

Chekharda
Chekharda (1987)
(0.00)

Прости
Прости (1986)

Prosti (7.80)

Тайна снежной королевы
Тайна снежной королевы (1986)

Tayna snezhnoy korolevy (6.00)
Snow Queen

Простая смерть
Простая смерть (1985)

Prostaya smert (6.90)

Жестокий романс
Жестокий романс (1984)

Zhestokiy romans (8.00)
Ogudalova

Клетка для канареек
Клетка для канареек (1983)

Kletka dlya kanareek (7.80)
Mother

Пятый десяток
Пятый десяток (1982)

Pyatyy desyatok (7.00)
Ekaterina Elochkina

Два голоса
Два голоса (1981)

Dva golosa (0.00)

Агония
Агония (1981)

Agoniya (7.00)
Vyrubova

Опасный возраст
Опасный возраст (1981)

Opasnyy vozrast (6.40)

Сергей Иванович уходит на пенсию
Сергей Иванович уходит на пенсию (1980)

Sergey Ivanovich ukhodit na pensiyu (6.30)

Старомодная комедия
Старомодная комедия (1979)

Staromodnaya komediya (6.00)
Actress (как Alissa Freindlich)

Д'Артаньян и три мушкетёра
Д'Артаньян и три мушкетёра (сериал) (1979)

D'Artanyan i tri mushketyora (8.20)
 Queen Anne of Austria

Сталкер
Сталкер (1979)

Stalker (8.10)
Stalker's Wife

Принцесса на горошине
Принцесса на горошине (1978)

Printsessa na goroshine (6.60)
Queen

Служебный роман
Служебный роман (1977)

Sluzhebnyy roman (8.30)
Kalugina

Всегда со мною
Всегда со мною (1976)

Vsegda so mnoyu (0.00)

Поезд памяти
Поезд памяти (1976)

Poezd pamyati (0.00)
(голос)

Голубой щенок
Голубой щенок (1976)

Goluboy shchenok (8.00)
Puppy (singing voice) (как Alisa Freyndlikh)

Анна и командор
Анна и командор (1975)

Anna i komandor (6.10)
Anna

Соломенная шляпка
Соломенная шляпка (1974)

Solomennaya shlyapka (7.20)

Исполняющий обязанности
Исполняющий обязанности (1973)

Ispolnyayushchiy obyazannosti (0.00)

Мелодии Верийского квартала
Мелодии Верийского квартала (1973)

Veris ubnis melodiebi (5.40)
Ballet Teacher

Moya zhizn
Moya zhizn (1972)
(5.70)

Семейное счастье
Семейное счастье (1971)

Semeynoe schaste (6.50)

Тайна железной двери
Тайна железной двери (1970)

Tayna zheleznoy dveri (7.10)
Mother


Любит
Любит (1968)

Lyubit (7.60)
Anna

12 стульев
12 стульев (1966)

12 stulyev (0.00)
Ellochka-Lyudoedochka

Первый посетитель
Первый посетитель (1965)

Pervyy posetitel (0.00)

Похождения зубного врача
Похождения зубного врача (1965)

Pokhozhdeniya zubnogo vracha (6.90)

Фро
Фро (1964)

Fro (0.00)

Полосатый рейс
Полосатый рейс (1961)

Polosatyy reys (7.30)
(как A. Frejndlikh)

Повесть о молодоженах
Повесть о молодоженах (1959)

Povest' o molodozhyonakh (5.00)

Город зажигает огни
Город зажигает огни (1950)

Gorod zazhigaet ogni (0.00)

3 Goda
3 Goda (0)
(0.00)
Polina Rassudina

Играла себя [ скрыть ]


Любит
Любит (1968)

Lyubit (7.60)

Любопытно

В самом начале своей карьеры, буквально после первых ролей в театральных постановках, она беспокоилась, что всю жизнь будет играть травести. А вышло так, что именно эта актриса подарила нам одно из самых незабываемых воплощений женственности на большом экране — Людмилу Калугину из лирической комедии «Служебный роман».

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье известного актера и студентки драматических курсов. Лет с трех будущая легенда петербургской театральной сцены и всенародно любимая «мымра» Прокофья Людмиловна начала всячески демонстрировать тягу к актерству. «Первый раз в первый класс» у девочки пришелся на первый же год Великой отечественной войны.

Бруно Фрейндлих незадолго до этого покинул жену и город, других родственников с немецкими корнями сослали либо расстреляли, и Алиса осталась выживать с матерью. Тяготы военного времени, ужасы и голод блокадного Ленинграда, а также презрение к девочке с немецкой фамилией со стороны сверстников, по сей день являются для великой актрисы самыми яркими воспоминаниями о детстве.



После войны Алиса записалась в драмкружок при своей же школе, и его руководительница сыграла немалую роль в выборе девочкой будущей профессии. В 1953 году Фрейндлих поступила в ЛГИТМиК, закончила его с отличием и отправилась служить в Театр им. Комиссаржевской. В начале 60-х перебралась в Театр имени Ленсовета, а в БДТ, по приглашению Товстоногова, попала уже в 80-х. И к тому моменту, когда она уже стала признанной артисткой, смена площадки Алисой Бруновной сопровождалась жутким переполохом в стане петербургских театралов — куда теперь брать билеты, на какую сторону Фонтанки приезжать?

Сниматься в кино Фрейндлих начала в 1955 году. Это были скромные эпизоды в картинах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Большую роль в кинокарьере актрисы сыграл ее второй муж — режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. В том смысле, что если бы не он, она бы снималась в кино гораздо чаще. Но, уловив особенности таланта Алисы, он начал давать ей такие роли, которые невозможно было променять на любые киношные.

Многие критики считают, что это время является вершиной театральной карьеры Фрейндлих, тогда как на большом экране в 60-е годы самой значительной ее работой стала роль в комедии Элема Климова «Похождения зубного врача». В масштабах истории отечественного кинематографа этот фильм примечателен еще и тем, что именно на его съемочной площадке Алиса впервые поработала с Андреем Мягковым.



В общем, из-за сильной загруженности в театре Фрейндлих была вынуждена отказаться от многих интересных проектов. И так продолжалось до 1976 года, когда Эльдар Рязанов настоял на том, что в его новом фильме главную роль должна исполнить именно Алиса. Ради создания достоверного образа серой мышки в «Служебном романе» актриса долго подбирала подходящий гардероб, тренировала деревянную походку, подсматривая за реальными женщинами-начальницами. А «уродские» очки, по слухам, вообще сняли с отца оператора картины.



После премьеры фильма советские женщины начали осаждать парикмахерские, бросившись приводить себя в порядок: а вдруг где-то рядом бродит тот самый Новосельцев? Алиса Бруновна получила тысячи благодарственных писем, которые, возможно, сгладили неприятный осадок от того, что Госпремии СССР удостоились все создатели фильма, кроме его главной звезды.

К числу лучших киноработ Фрейндлих также можно отнести Анну Австрийскую в фильме «Д'Артанян и три мушкетера» и жену главного героя из «Сталкера» Тарковского. Королева у Алисы Бруновны получилась замечательная: исполненная достоинства, своенравная, сильная духом, но при этом настоящая женщина, мечтающая о большой любви, трепетная и нежная. Что касается небольшой роли в «Сталкере», то, как точно подметила Лия Ахеджакова, там есть «мощное страдание», в нескольких сценах — целая судьба.

Сама Фрейндлих о своем таланте говорила, что черпает его маленькой ложечкой из большого «эмоционального бункера», куда прячет все накопленные за долгую жизнь сильные эмоции, все яркие впечатления. И видит Бог, «мощных страданий» на долю этой маленькой женщины выпало столько, что, если б не актерство, можно было бы и умом тронуться. Но вернемся к кинематографу...

Самое время вспомнить, что, прежде чем пойти на актерский, юная Алиса долго думала, не посвятить ли себя опере. Сделать выбор в пользу театра ей помог папа, сославшись на то, что с ее ростом в опере Алиса будет смотреться несерьезно, а если ей так уж хочется петь, то петь можно и в театре, и в кино. И папа оказался прав: Фрейндлих блестяще реализовала себя не только как актриса, но и как певица. Так, ее чудесное меццо-сопрано звучит в «Служебном романе», «Мушкетерах» и других фильмах с ее участием. Если хотите испытать на себе чарующее действие голоса Алисы Бруновны, послушайте прямо сейчас в ее исполнении пронзительную песню «Маленький принц».

1980-е годы ознаменовались для уже полностью состоявшейся театральной звезды несколькими работами и на большом экране. Ни одна из них не затмила успеха «Служебного романа», но в каждом из этих фильмов по сей день приятно наблюдать узнаваемую манеру игры Фрейндлих: в любом драматичном образе она находит что-то светлое, в любом тяжелом — что-то легкое, живое. В это время на советские экраны вышли такие фильмы с ее участием, как «Опасный возраст», «Успех» и «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». Но более всего удивил и впечатлил зрителей воплощенный Алисой Бруновной образ Огудаловой в «Жестоком романсе»: насколько он был тяжеловесен и мрачен в оригинальной пьесе Островского, и как великолепно оживила, очеловечила его Фрейндлих!

В 90-х Алиса Бруновна вернулась к роли Анны Австрийской в продолжениях истории о мушкетерах, а также сыграла в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», за который удостоилась своей первой премии «Ника».

Одной из лучших экранных работ Фрейндлих в XXI веке стала роль престарелой скульпторши в драме «На Верхней Масловке». Фильм вызвал множество противоречивых отзывов, тогда как Алисе Бруновне после его выхода не признался в любви только самый бесчувственный критик. Она сотворила настоящее чудо, сыграв старость, граничащую с забвением, так, что зритель напрочь забыл о зудящем неприятном чувстве жалости к увядающему кумиру.

На первый план в ее Анне Борисовне несмотря ни на что гордо выходит Женщина с большой буквы. Женщина как начало всех начал, которая даже «накануне отброса копыт» может и разбередить душу любому Мальчику, и тут же успокоить его, укутав своей мудростью, отогрев своим внутренним огнем. Ее партнер по съемкам, Евгений Миронов, говорят, влюбился в Алису Бруновну до умопомрачения, даже бредил во сне. Ну а критика со свойственным ей цинизмом описала все это безумие фразой «Фрейндлих находится в хорошей актерской форме».



Другим поздним проектом актрисы, на который непременно стоит обратить внимание, является фильм-фантазия «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» о том, как Иосиф Бродский якобы совершил путешествие в Петербург за несколько лет до своей смерти в Нью-Йорке. В этой замечательной, проникновенной и очень грустной картине Алиса Бруновна воплотила образ матери поэта, из которой разлука с сыном и бесчеловечность Системы вытягивает последние соки. Она медленно умирает от горя, невозможности что-то изменить и банально от старости, но она все та же Женщина. Женщина в самом высшем, простом и единственно верном смысле этого слова.


«Тяжело ли быть красивой?.. Не знаю, не пробовала»


Сегодня несравненной Алисе Бруновне исполняется 80 лет. Редакция LostFilm.INFO от души поздравляет любимую актрису с юбилеем! При Вашей бешеной энергетике, неисчерпаемом вдохновении и безграничном обаянии остается пожелать только крепкого здоровья и сохранности Вашего замечательного «эмоционального бункера»!
Премьеры
23.07
Эмма.
Emma.
23.07
Дружить по-русски!
Inséparables
30.07
Довод
Tenet
30.07
Неистовый
Unhinged
все премьеры

Топ 250
169
Остров проклятых
Shutter Island (8.00)
170
Загадочная история Бенджамина Баттона
The Curious Case of Benjamin Button (8.00)
171
Танцующий с волками
Dances with Wolves (8.00)
172
Кровавый алмаз
Blood Diamond (8.00)
173
История игрушек 2
Toy Story 2 (8.00)
174
Таинственная река
Mystic River (8.00)
175
Артист
The Artist (8.00)
176
Магнолия
Magnolia (8.00)
177
Малхолланд Драйв
Mulholland Dr. (8.00)
178
Человек дождя
Rain Man (8.00)
весь топ
16.03.2020
«Я рекрутировал людей в интеллигенцию». К юбилею Сергея Юрского

Один из его театральных героев говорил: «Слишком много карнавала. А существует только то, чего мало, чего много — исчезает». Сергей Юрский из тех артистов, кто шел своим, особым путем. Почти четверть века на сцене БДТ им. Товстоногова, почти полвека — на сцене театра им. Моссовета. Викниксор в «Республике ШКИД», Остап Бендер в «Золотом теленке», Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Импровизатор в «Маленьких трагедиях», дядя Митя в «Любовь и голуби»… 16 марта народному артисту России Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет. Он страстно любил поезда и железные дороги. Вся его жизнь была движением между «станциями». Родился он в Ленинграде, но в год его рождения отца вместе с семьей отправили в ссылку. Потом было помилование, затем война, эвакуация — Сочи, Урал, Узбекистан, Москва, снова Ленинград... «Нас мотало (кого не мотало в XX веке!), но мотало всех вместе — в этом главное счастье», — вспоминал Сергей Юрьевич. Отец Юрского был художественным руководителем системы цирков СССР, детство будущего актера по праву можно назвать цирковым: «Цирк и был моей жизнью. Мы жили в самом цирке. Я не выходил из цирка. Я только в школу выходил из цирка. И так год за годом». Оттуда, по его мнению, любовь к юмору и эксцентрике. Уже на третьем курсе театрального института Сергей Юрский был принят Товстоноговым в труппу БДТ, там он начал работать с Ефимом Копеляном, Олегом Басилашвили, Алисой Фрейндлих«Я с первого спектакля играл с актерами, которых я знал очень хорошо. Я их обожал! Вот теперь я лично с ними встречался на равных. Это тоже счастливое совпадение для моего поколения, которое вступало в жизнь в момент оттепели», — будет вспоминать Сергей Юрьевич. Начинал Юрский как комик, но Георгий Товстоногов направил его в сторону драматическую, а потом — героико-трагическую. Но он не изменит себе, смешное в его героях будет присутствовать всегда: «Юмор для меня — обязательный компонент, роль совсем без юмора для меня невозможна, не получается». На сцене БДТ он будет и Чацким, и Тузенбахом, и Мольером (булгаковским!), и Фарятьевым. В эти годы его часто приглашали в кино, он был обласкан и режиссерами, и публикой. Но однажды, по словам Юрского, «хозяева Ленинграда» больше не захотели его видеть и сделали все, чтобы и никто другой его тоже не видел — ни на сцене, ни на экране. Была ли причина в личной неприязни, в связи Юрского с Пражской весной 68-го, в дружбе с «неблагонадежными» Бродским, Барышниковым, Солженицыным — до сих пор неизвестно. «Со мной здоровался каждый встречный, и я здоровался с каждым встречным. Мы все знали друг друга… Так казалось. Казалось, пока я шел в гриме и костюме Бендера или Импровизатора… Так казалось, пока я был (довольно долго!) снимаемым, утвержденным актером. Но вот меня вдруг перестали утверждать — это еще только начиналось… еще и слухи не успели расползтись… но запах пошел… И тут уж ничего не поделаешь… большинство лиц стали незнакомыми… оставшихся знакомых захлестнули дела, у многих отшибло память… в самых любимых, самых уютных уголках студии как-то разом везде начался ремонт… в очереди в буфет перестали находиться люди, кричащие: «Сюда, сюда, он передо мной занимал!», — напишет в своей автобиографии Сергей Юрьевич. Однако Юрский всегда считал себя независимым — его поезд просто пошел дальше. А дальше был переезд в Москву, начало концертной деятельности и писательство. Концерты займут важное место в жизни Сергея Юревича. Он объездит весь Советский Союз, будет выступать для эмигрантов в Нью-Йорке, Чикаго, Иерусалиме, Кельне, Париже. Восемь разных двухчасовых концертных программ: от Пушкина и Гоголя до Шукшина и Жванецкого, от Достоевского, Мопассана и Чехова до Бунина, Зощенко и Бабеля… И Булгаков, и Есенин, и Бернс, и даже Шекспир. Более двадцати авторов, более пятидесяти их произведений. Артист был влюблен в литературу и гордился тем, что делает: «Я (не один, конечно, но среди других я) рекрутировал людей в интеллигенцию. Никогда не искал маленьких зальчиков «для своих», «для знающих-понимающих», а соединял в больших залах знающих и незнающих и знакомил их друг с другом», — писал Юрский. За 15 лет только на его литературных концертах побывало более миллиона зрителей. Так однажды Сергей Юрьевич и сам придет к писательству. Была такая поговорка: «Писатель, если его не издают, может писать в стол. Артисту хуже — если его не выпускают к зрителю, он может сыграть только в ящик». Юрский иронизировал: «Видимо, чтобы не сыграть в ящик, я стал писать в стол». Так он работал долгие годы, но это привело его к важнейшему делу его жизни — фильму «Чернов/Чернов». Испано-советская картина станет его единственной режиссерской работой, снятой по его собственному сценарию. Помимо Сергея Юрского в картине приняли участие Андрей Смирнов, Елена Яковлева, Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Сергей Маковецкий и другие. Картина была двухслойная: о советском интеллигенте, архитекторе Александре Петровиче Чернове, переживающем душевный кризис, и его иллюзорном «западном» прототипе, более счастливом, более устроенном. Как писал сам Юрский, этот фильм о страхах — мелких и крупных, об оскудении души в душной атмосфере застойного быта, о подмене и раздвоении личности в условиях тотальной слежки тоталитарного режима. У каждого из героев картины в душе была своя пустота, о которой и рассуждал режиссер. Объединяло всех троих одно — любовь к поездам. Мысли Александра Чернова были заняты гигантским макетом железной дороги, Пьер Чернов спасался от реальности в купе комфортабельного трансъевропейского экспресса, пересекающего Европу. А Сергей Юрский мечтал о своем поезде свободы — когда никому ничего не должен, когда все границы открыты. В 90-х, через несколько лет после окончания съемок «Чернов/Чернов», Сергей Юрский так же, как и герой его картины, окажется в самом сердце Европы. Он будет работать в парижском театре Bobigny, в Национальном театре в Брюсселе, учить актерскому искусству во Франции и Англии. Однако вскоре Сергей Юрский начнет понимать: «Я буду 564-м (или 1564-м) в очереди за товаром, который называется "интерес заграничной публики". Но не только я от нее далек, но и она далека от меня. Я стою в необыкновенно длинной очереди за абсолютно ненужным мне товаром». Вернувшись в Россию, он будет сниматься и выходить на сцену до своих последних дней, исполняя завет отца: «Будь актером столько, сколько дышать будешь».... подробнее
25.01.2020
«Золотой орел — 2020»: смартфон, война и ностальгия

24 января на «Мосфильме» состоялось вручение ежегодной премии «Золотой орел». Безусловным победителем стала картина «Текст» Клима Шипенко, снятая по роману Дмитрия Глуховского. У ленты четыре премии, одна из которых — за лучший фильм. На втором месте, также с четырьмя наградами, «Одесса» Валерия Тодоровского, а бронза досталась военной картине «Т-34» Алексея Сидорова, который к тому же признан лучшим режиссером. Премию в номинации «Лучший актер» отечественные киноакадемики ожидаемо вручили Александру Петрову за роль Ильи Горюнова в «Тексте», а Виктория Мирошниченко стала лучшей актрисой, исполнив роль Ии в драме Кантемира Балагова «Дылда», которая в декабре прошлого года была внесена в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». В отечественном прокате лучшим иностранным фильмом стал «Король Лев». За вклад в российский кинематограф почетной награды была удостоена актриса Алиса Фрейндлих. Церемония вручения премии «Золотой орел» проводится уже в 18-й раз, она по праву является одной из самых значимых в отечественном киномире. Список лауреатов премии «Золотой орел» в этом году такой: Лучший фильм: «Текст» Лучший режиссер: Алексей Сидоров, «Т-34» Лучший сценарий: Алексей Сидоров, «Т-34» Лучший актер: Александр Петров, «Текст» Лучшая актриса: Виктория Мирошниченко, «Дылда» Лучший актер второго плана: Иван Янковский, «Текст» Лучшая актриса второго плана: Евгения Брик, «Одесса» Лучший мини-сериал или телефильм (до 10 серий): «Годунов» Лучший телевизионный сериал (более 10 серий): «Ненастье» Лучшая мужская роль на телевидении: Павел Деревянко, «Домашний арест» Лучшая женская роль на телевидении: Анна Михалкова, «Шторм» Лучший короткометражный фильм: «Интервью», режиссер Иван Соснин Лучший анимационный фильм: «Он не может жить без космоса», режиссер Константин Бронзит Лучшая операторская работа: Роман Васьянов, «Одесса» Лучший монтаж: «Текст» Лучший звук: «Балканский рубеж» Лучшие спецэффекты: «Т-34» Лучший грим: «Тобол» Лучшая работа художника-постановщика: «Одесса» Лучшая работа художника по костюмам: «Тобол» Лучшая музыка: «Одесса» Лучший неигровой фильм: «Без срока давности. Открывая шкаф позора», режиссер Александр Звягинцев Лучший зарубежный фильм в российском прокате: «Король Лев» Награда за вклад в российский кинематограф: Алиса Фрейндлих Источник: ИА InterMedia... подробнее
24.11.2019
Вечные вопросы «Жестокого романса»: к 35-летию фильма

Пьесу «Бесприданница» Александр Островский написал в 1878 году, а фильм «Жестокий романс» вышел на экраны в 1984-м, то есть 35 лет назад. Но темы, поднятые и затронутые в мелодраме, находят отклик и в современном зрителе. Как искать супруга — по любви или по расчету? Что важнее в жизни — деньги или человеческие отношения? Можно ли сохранить разум, когда со всех сторон давит общество? Конечно, больше века спустя относительно времени, в котором происходят события фильма, стало проще находить ответы на эти вопросы, но трагедия главной героини Ларисы не становится от этого менее печальной. Например, каждый хотел бы найти идеального спутника жизни. С самого начала фильма противопоставляются два взгляда на брак: Хариты Игнатьевны (Алиса Фрейндлих) и Ларисы (Лариса Гузеева). Мать по собственному опыту знает, что одной любовью сыт не будешь, и пытается выгодно пристроить трех дочерей. Старшим сестрам браки по расчету принесли одни несчастья, поэтому Лариса продолжает верить в чистое чувство и находит «страну любви» в лице самого завидного жениха города — судовладельца Сергея Сергеевича Паратова (Никита Михалков). На время щедрых ухаживаний мать и дочь становятся заодно, но жизнь все расставляет по своим местам, и обе женщины оказываются неправы: когда Паратов исчезает, Лариса принимает предложение первого встречного, а Харита Игнатьевна опускает руки. Режиссеру Эльдару Рязанову также удалось ярко осветить один из пороков общества — власть денег над людьми. Пожалуй, каждый герой ленты, кроме Ларисы, считает деньги высшей ценностью. Харита Игнатьевна не стесняется принимать дорогие подарки от мужчин, а покровительствующий женщине богач Кнуров (Алексей Петренко) уверен, что роскошь жизни содержанки способна заглушить сплетни и муки совести. Предприниматель Вожеватов (Виктор Проскурин) забывает о многолетней дружбе с Ларисой и считает девушку вещью, требующей непомерных вложений. Карандышев (Андрей Мягков), жених Ларисы, пытается произвести впечатление на невесту, покупая девушке модное платье и обзаводясь экипажем, который не по средствам почтовому служащему. В конце концов, Паратов дважды в течение фильма предпочитает любви молодой красавицы возможность поправить финансовое положение. По мере развития событий зритель вместе с Ларисой понимает, что из-за алчности и честолюбия люди способны забыть об уважении к другому человеку, не говоря уже о внимании к чувствам. Вторая половина двухсерийного «Жестокого романса» показывает разрушение личности под давлением общества. Возьмем Карандышева: поначалу воспитанный, скромный служащий вдруг превращается в истеричного собственника. Долгожданная помолвка приносит герою только разорение и презрение со стороны окружающих. На пике отчаяния мужчина всю ночь догоняет пароход на весельной лодке, чтобы отомстить обидчикам. Но невесте, конечно, приходится труднее. Приличия требуют от Ларисы как можно скорее выйти замуж, влиятельные поклонники ждут, что красавица будет петь и танцевать, а жених пытается установить над девушкой свою власть. Оказавшись на грани нервного срыва, героиня хватается за последнюю надежду в ласковых словах Паратова, но окончательно теряет себя из-за бесчестного поступка возлюбленного. Обе эти истории демонстрируют хрупкость человеческой психики, попутно заставляя зрителя испытывать и стыд, и жалость, и злость по отношению к героям. Пересматривая фильм сегодня, невольно радуешься, что в 2019 году у людей гораздо больше свободы и меньше предрассудков. Нельзя исключать, что где-то прямо сейчас с современной Ларисой происходит такая же история. Но если у девушки есть телефон с выходом в Интернет, у нее есть надежда. Надежда вовремя узнать, что она никому ничего не должна и единственная ее обязанность — оставаться собой.... подробнее